Четверг, 26 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Снова о грязной теме

Кирмак Олег

Кирмак
Олег
19 марта 2019
Если осталось что-то недосказанное, нужно продолжать. Или я не прав? Казалось бы, столько всего переписал о проблемах переработки твердых бытовых отходов, что и добавить уже нечего. Однако каждый раз появляется что-то новое, поэтому неизменно какой-то аспект остается за кадром. Итак, продолжаю.

Давайте начнем с новостей. После публикации материала «Грязная тема. Продолжение легенды» («ГиГ» №30 от 26 июля 2018 года), мне знакомые ребята из Красноярска рассказали о том, что уже приступили к выпуску на приобретенном ими германском оборудовании тротуарной плитки, изготовленной из измельченных автомобильных покрышек. Продукт получился качественный, экономичный и очень эстетичный. Что немаловажно - более легкий и простой в укладке, чем знакомая всем брусчатка. Одна беда: продукцию оказалось проще произвести, чем продать. И не потому, что плохая. Красиво, но непривычно. Дешево в укладке - рабочим невыгодно браться за такую работу. На брусчатке платят больше.

Вторая новость. В Железногорске почти на всех пунктах приема вторсырья начали принимать пластик. Пока что дело идет ни шатко ни валко. В основном из-за очень низкой закупочной стоимости принимаемой посуды. А я тут намедни сюжет в новостях по ТВ посмотрел. В одной из слаборазвитых африканских стран в городских автобусах установили аппараты, принимающие плату за проезд пластиковыми бутылками. Как говорится, без комментариев.

Теперь о главной новости. За три ближайших года Красноярский край получит 970 миллионов рублей на мусоросжигающие заводы. Деньги выделяются по национальному проекту «Экология». Это и есть тот самый аспект, который во многих моих публикациях на эту тему оставался за кадром. Начнем с самого простого, с самой суммы. Без малого 300 миллионов в год получается. Пусть даже и с копейками. Все равно - ни о чем. На эти деньги действительно можно что-то сжечь, но вот построить на них ничего нельзя. (Для наглядности: чтобы расселить один-единственный дом, пострадавший от взрыва газа, потребовалось около полутора миллиардов.) То есть уже с самого начала ясно, что ни о каких заводах речи не идет в принципе. Самое простое и оптимальное, на что можно рассчитывать за эти деньги, это на утилизацию бытовых отходов. От чего во всем цивилизованном мире уже практически отказались. На благополучном Западе мусоросжигающие заводы, конечно, имеются. Но они, как правило, используют для утилизации то, что никоим образом не идет в переработку. Это раз. Во-вторых, они производят тепловую энергию, которая включена в систему жизнеобеспечения. Иначе эти заводы просто не имеют смысла. И в-третьих. Там такие требования к той же самой экологии, что мама не горюй. Не дай бог этот завод хоть на один пунктик превысит допустимую норму выбросов в атмосферу - до конца дней будет трудиться себе в убыток. Сам собой возникает вопрос: с какой целью городится огород у нас в крае? Заводы на эти деньги не построишь, это к бабушке не ходи. По территориям деньги тоже не распределишь, никто не позволит. Но как бы там ни было, деньги все же немаленькие. Опять же, это деньги наши, налогоплательщиков. Тупо разворовать их тоже вряд ли получится. Как ни крути, деньги бюджетные и могут быть использованы только по целевому назначению.

Вот тут-то как раз и хотелось бы остановиться на новых игроках бизнес-пространства - операторах по организации вывозки бытового мусора. Раньше у нас эту функцию выполнял КБУ. Так что мы имеем на первых порах с появлением нового игрока этой сферы в Железногорске? Если вычеркнуть шесть-семь дней посленовогодних праздников явного провала, то в целом все не так уж плохо. Я бы даже отметил тенденцию к улучшению. По крайней мере, мусор вывозится аккуратно и регулярно. Стало заметно меньше так называемого крупного мусора, обычно складируемого возле баков. Если наш КБУ в выходные дни позволял себе некоторую расслабуху, то новый оператор себе этого позволить не может. Это все в плюс. Пока. Как известно, легче всего продавать товар, за который уже произведена предоплата. Или оказывать услугу, за которую оплата гарантирована. Что и происходит в нашем случае. Вот только нет никакого резона поставщику этой самой услуги с первых шагов портить себе свой собственный имидж. Могут ведь и «фи» сказать. Поэтому не будем торопиться с выводами. В целом же, если не мелочиться, то и те, и другие с поставленными задачами справлялись. Тогда какой смысл был в этих рокировках? Если от перемены мест слагаемых сумма вроде бы не должна меняться. Когда начинаются игры на федеральном уровне (я даже не имею в виду этот конкретный случай), то законы алгебры перестают действовать. Сумма как раз изменяется. Для нас. И даже не суть важно, какой она будет в наших платежных квитанциях первоначально. И не принципиально, в каких именно. Важно, в какой геометрической прогрессии она будет вырастать в будущем. Думаю, уместен в данном случае будет пример с тарифами ЖКХ. Предполагал ли кто-нибудь на заре появления первых платежек за коммуналку, во что все это выльется? И задумываемся ли мы сейчас о том, когда все это кончится?

Однако же, давайте вернемся к нашим, можно сказать, упавшим с неба, 970 миллионам. Скорее всего, их отдадут этим самым новым регоператорам. Нате, ребята, осваивайте и утилизируйте. А поскольку заводов нет и не предвидится, утилизация будет проводиться старым, привычным для нашей страны способом. Путем сжигания мусора непосредственно на полигонах. Сегодня существенную часть ТБО составляет выброшенная на свалку старая мебель. В одном только нашем небольшом городке за те 15-20 лет, пока трындят о переработке и вторичном использовании ТБО, древесины утилизировано столько, что вполне хватило бы для бесперебойной работы мини-котельной. Значит, будем жечь. Опять же, приходится вспомнить телесюжет полугодовой давности о том, как на одной из свалок Подмосковья горели автомобильные покрышки. Дело дошло до пикетов на дорогах и забастовок местных жителей. Если вернуться к примерам от наших заклятых друзей из зарубежья, у них утилизация отходов путем открытого сжигания давным-давно запрещена. Категорически. Поскольку вреда от нее для экосистемы гораздо больше, чем пользы. А у нас даже «зеленые» как-то сникли, никто не напоминает об озоновых дырах в атмосфере. Однако просто сидеть на пятых точках до бесконечности с каждым днем становится все нереальнее. Наши полигоны ТБО, особенно вокруг крупных мегаполисов, уже достигают в высоту размеров хрущевских многоэтажек. Значит, будем продолжать коптить небо. Удивительная вещь получается: 970 миллионов рублей денег выделяются по национальному проекту «Экология». Заранее предполагая вред, нанесенный от использования этих денег той же самой экологии. Удивительная все-таки страна, уникальная! Только мы можем себе позволить рядом с Байкалом создать рукотворную выгребную яму и 50 лет валить в нее отходы ЦБК. На заре своей трудовой деятельности довелось мне поработать на первой котельной ГХК машинистом топливоподачи. В то время котельная работала исключительно на угле и только планировала переходить на мазутные котлы. Так вот, на этих угольных отвалах день и ночь работал бульдозер, перемещая угольную массу с места на место. Имеет уголек, знаете ли, такое противное свойство - самовозгораться. Если его не перемешивать. То же самое происходит и с мусором. Складируемый в больших объемах, он слеживается и время от времени самовоспламеняется. Если вовремя не потушить, будет очередное Подмосковье. Экологическая катастрофа, в общем.

Хороший вопрос - то ли жечь, то ли тушить, главное, чтобы деньги были. На мой скромный взгляд, пора уже научиться включать голову. Потому что без осознания такой простой вещи, что если не решим мы эту проблему сейчас, она достанется нашим детям, а если не решат дети - перейдет по наследству к внукам, она никуда не денется, сама собой не рассосется. Можно менять местами операторов, совершать новые вбросы денежных средств, делая хорошую мину при плохой игре. Пока не будет комплексной, хорошо продуманной, хорошо финансируемой государственной программы, все попытки создать видимость работы так и останутся полумерами.

Кому продать тротуарную плитку из старых автопокрышек? Как сделать так, чтобы пластик было выгоднее сдать, чем выбросить? Куда вывозить то, что собирают из наших мусороприемников и тот, и другой, и возможно третий операторы? Как потратить 970 миллионов рублей, чтобы они приносили не вред, а пользу? Могу набросать еще с десяток вопросов, на которые, я уверен, у всех нас пока нет ответа. И мне кажется, у моего поколение этого ответа так и не будет. Может быть, у следующего?

Олег КИРМАК
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения