Историю Енисейского уезда, валютного цеха страны (здесь добывались золото, лес, пушнина), как его называет Аференко, он исследует с самого начала до наших дней. Четыре века - четыре поворота судьбы – так вкратце можно охарактеризовать новую книгу железногорского автора «Богатырский уезд».
За 400 лет территория пережила и бурное освоение казаками, и золотую лихорадку, и полнейший упадок, и переход на социалистические рельсы, и «бархатную» капиталистическую революцию. Аференко бывал в Енисейске дважды, и все в советскую эпоху - в 1971 и 1978 годах.
Историю самого города, признается, знает поверхностно, а вот по истории Енисейского уезда (района) располагает интересной, если не сказать, уникальной информацией. Многие предки и родственники писателя родом из тех мест, их воспоминания легли в основу большинства книг Аференко. Не стал исключением и «Богатырский уезд». Автор берется за ломку некоторых устоявшихся мифов в истории освоения Сибири. Целая глава в книге посвящена исследованию автора о принципиальных отличиях русских и атлантистов при освоении новых территорий. Глава так и называется «Мы другие».
В России, при освоении Сибири, с конца 16 века был взят курс на мирную политику, русским промысловикам запрещалось охотиться во владениях местных этносов, нельзя было строиться на землях кочевий и т.д. Не было рабского труда, чем грешили заокеанские завоеватели, широко были распространены смешанные браки и т.д. Так что не о какой колонизации или покорении не может быть и речи, утверждает Аференко. Он даже не согласен с названием известной картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Полотно правильнее было бы назвать «Бой дружины Ермака у столицы сибирского ханства Исер с войском князя Кучума 26 октября 1582 года».
Но вот она сила искусства! Из-за картинки в школьном учебнике 99,9 % россиян до сих пор считают Ермака донским казаком и покорителем Сибири. Хотя это далеко не так, считает Аференко – не донской и не покоритель. По версии автора, Сибирь в конце 16-начале 17 веков начали осваивать терские (тюменские) казаки. Донские присоединились к ним к середине 17 века и то первично в качестве ссыльных. Словом, в книге «Богатырский уезд» мы найдем много отсылок к давно опубликованным трудам Аференко, автор, кстати, этого и не скрывает. Но много и нового, что относится к истории зарождения и становления Енисейска, Лесосибирска, Игарки, Маклаково.
Сам автор, ровесник Красноярского края, написавший более десятка книг по истории Красноярья, издание новой книги определяет как «скромный вклад в общее дело по подготовке юбилея Енисейска». Скромный-то скромный, но попробуйте, когда вам за 80, взять и написать подобное?..