Известный театральный деятель и критик, в прошлом завлит и художественный руководитель знаменитого театра кукол имени Образцова, в настоящем – худрук Московского театра кукол. Еще он автор многочисленных трудов по истории кукольного искусства – 22 книги, 18 с лишним килограммов текста, как шутит сам Голдовский.
Приезд московской знаменитости в ЗАТО связан с началом юбилейного сезона в «Золотом ключике». Борис Павлович примет участие в создании книги к 50-летию театра, которое намечено на сентябрь 2015-го.
- С этим театром я знаком много лет, видел «Золотой ключик» на гастролях и фестивалях, знал лично прошлых режиссеров, - говорит Голдовский. - У вас замечательные актеры, но им сейчас сложно. У театра должен быть свой режиссер, еще не хватает актеров более молодого поколения. «Золотому ключику» также нужно нормальное помещение для работы, это никуда не годится. Я уверен, что руководство города и культуры понимает ситуацию. Наверное, оно уже делает все возможное, чтобы не потерять такой прекрасный театр. Для города это было бы трагедией.
Борис Павлович рассказал на встрече, что работает в театре практически всю жизнь – с 17 лет. Это при том что семья у него совершенно не театральная, все его двоюродные братья кто в авиации, кто в космонавтике – сплошь главные конструкторы и руководители исследовательских институтов. На Голдовского же вся родня всегда смотрела с большим сожалением. Думали, ничего хорошего из их Бори не выйдет. «Но, видите, обошлось как-то!» - смеется Голдовский. Аудитория тоже смеется, поддавшись обаянию гостя.
Театр он любил всегда, но попасть туда не мог очень долго. Пришлось поработать для начала монтировщиком, осветителем, техником. На актера учился в Московском театре кукол, потом поступил в ГИТИС на курс к Павлу Маркову – известному театральному деятелю, когда-то первому заведующему литературной частью МХАТа. По его просьбе писали пьесы многие наши великие авторы. Борис Павлович и сейчас вспоминает, как Марков рассказывал, чем, к примеру, любил закусывать Михаил Булгаков.
После института были годы в кукольных театрах Москвы. В 89-м ему позвонил сам Сергей Образцов, знаменитый режиссер кукольного театра, и попросил пойти к нему в качестве завлита. Голдовский раздумывал несколько месяцев. Больше всего боялся потерять собственное имя - к 40 он уже состоялся как театральный деятель, ездил по всему миру, писал и издавал книги, его знали в творческих кругах.
«Я понимал, что как только я приду к Образцову, то перестану быть Борисом Голдовским, а стану просто завлитом Образцова и все», - признается теперь Борис Павлович. Он проработал у Сергея Владимировича 22 года, сначала завлитом, а после смерти наставника и худруком. О своем начальнике и друге может рассказывать часами. Образцов, вспоминает он, очень любил канареек. Во время гастролей в США тот не удержался и зашел в зоомагазин. А там красиво поет канарейка. Сергей Владимирович спрашивает у хозяина: «Скажите, эта птица у вас обученная?» Хозяин же смекнул, что гость из Советского Союза, 50-е, железный занавес. Решил подшутить: «У нас вообще-то свобода слова, она поет, что хочет». Образцов и тут не растерялся: «Я за нее очень рад, жалко только, что поет она в клетке!»
В кабинете Сергея Владимировича, как и у всех начальников, стоял бюст Ленина. Но только почему-то лицом в угол. «За что вы его так?», - спросил однажды Голдовский. «Обманул! – выпалил Образцов. - Обещал коммунизм, а ты посмотри, что за окном творится». За окном творился 1991 год.
Умер Образцов в 92-м. Уже после смерти его квартира стала музеем. Хорошая такая московская барская трехкомнатная квартира, просторная, со старинной мебелью, картинами по стенам. Один раз пришли на экскурсию детки из частной школы. Вдруг Голдовский слышит плач – в рабочем кабинете Образцова сидит на диване девчушка лет шести, всхлипывает. «Что случилось, кто-то обидел?» - «Жалко, – отвечает малышка сквозь слезы. - Такой хороший человек был… и так бедно жил!»
Борис Павлович ушел из образцовского театра в 2011 году. Устал от кукол, устал от ритма жизни худрука и решил поселиться на Кипре – практически ткнул пальцем в случайное место на карте и уехал. Тогда думал, что навсегда. Поселился под Пафосом, за неделю обустроился и вышел наконец-то прогуляться. Прошел километра полтора и наткнулся на табличку с названием деревни. «Знаете, что там было написано? – Голдовский выдерживает интригующую паузу. - Куклия! А я-то думал, что навсегда убежал от кукол. Но никуда от своего не убежишь…»
Он прожил за границей несколько лет, преподавал в Афинах историю культуры, писал серьезные книги и баловался, как сам признается, сочинением небольших рассказов о себе. Не для печати, а для друзей и родных. «Самый первый рассказ я написал, когда только приехал на Кипр. Меня постоянно спрашивали, почему я ушел из кукольного театра, ведь все у меня там было хорошо. А мне каждый раз объяснять заново не хотелось. И я написал рассказ о том, почему Борис Палыч Голдовский ушел из кукольного театра:
«Однажды Борис Палыч очень полюбил кукольный театр и почти всю жизнь в нем проработал. Когда кукольного театра стало много, а жизни осталось мало, он решил полюбить жизнь и ушел из кукольного театра». Но уйти навсегда не вышло. Полгода назад Голдовского попросили вернуться в Московский городской театр кукол, откуда он начал в далеком 72-м, но теперь в качестве худрука. У театра были сложные времена, и Борис Павлович согласился.
Рассказ о жизни и творческой судьбе гостя растянулся на два часа. Отпускать его слушатели явно не хотели – вопросы на Голдовского сыпались со всех сторон. Ну а после, понятное дело, была очередь за автографами.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА