Вторник, 07 Января, 2025
Железногорск, Красноярский край

Триумф «Униженных и оскорбленных»

22 октября 2019 / Культура / 0
Уже не в первый раз на открытие сезона железногорский театр оперетты приглашает московского режиссера Игоря Меркулова. Публика оценила и его комические мюзиклы «Так не бывает!», «Здравствуйте, я ваша тетя!», и классические - «Алые паруса», «Дубровский». Очередной премьере «Униженные и оскорбленные» зрители аплодировали стоя.

Неожиданно смело

Постановочная группа в один голос признается: ставишь на сцене классику -рискуешь не попасть в представление зрителя об этом произведении. А уж тем более, если это Достоевский, да еще и мюзикл. Игорь Меркулов в музыкальном жанре по мотивам этого писателя работает впервые, хотя на его счету есть три драматических постановки.

- Любая постановка Достоевского легкой не бывает, - говорит режиссер. - На первых спектаклях я физически ощущал, что Федор Михайлович сидит на репетициях, оценивает, хмурится. Однажды у артиста, игравшего роль Раскольникова, случился сердечный приступ. В этот раз не было ничего мистического, если не считать, что во время репетиции упал световой прибор, на двух артистов напала бродячая собака, еще один (мужчина) ушел в декрет.

Для такой масштабной постановки в театре не хватило артистов на мужские роли, поэтому кому-то приходится играть одному в двух составах: Роман Ридзель (Иван Петрович), Виктор Бояринов (князь Валковский), Сергей Китаев (старик Смитт), Максим Бутыч (Маслобоев), Николай Алексеев (Сизобрюхов), Вячеслав Травянко (священник), в одном из составов Ихменева играет директор театра Александр Потылицин, а кондитера Миллера - начальник управления «Атом-охраны» Евгений Шерстнев. Для зрителя, да и для самого Евгения Юрьевича это был неожиданный дебют. В последний раз он выходил на сцену сорок лет назад в качестве артиста железногорского театра юного зрителя.

- Честно, я никогда не пел, даже не пытался, а тут мюзикл, - говорит начальник «Атом-охраны». - Но подумал, Бузова же поет, почему бы и мне не рискнуть! А как это получилось - оценивать зрителю. Для меня был важен сам процесс, я открыл новую страницу в своей биографии. Приходилось все осваивать с азов, спасибо коллективу за поддержку и помощь.

Зрители отмечали, что над вокальными данными дебютанту еще нужно поработать, хотя непопадание в ноты искусно маскировал немецкий акцент, с которым говорит герой Достоевского. А вот играл Евгений Юрьевич неплохо, по крайней мере, ничуть не уступал профессиональным актерам театра.

Как всегда, артисты оперетты постарались выложиться для зрителя по максимуму. Блестяще влился в образ Иван Слуцкий. Вернее, это стопроцентное попадание режиссера при раздаче ролей. Да и сам актер признается, что играть ветреного слабохарактерного юношу ему не пришлось.

- Алеша - абсолютно мой герой, - говорит Слуцкий. - Он как дитя, единственный жизнерадостный персонаж среди всех этих депрессивных людей. Он умеет наслаждаться жизнью, ведь все люди рождаются и умирают, а он живет легко, как мотылек. Да, летит на огонь, да, сгорает, но зато весело.

Валерия Зеленская вспоминает, что в юности, так же как и Наташа, была неразборчива, влюбчива и прекрасно понимает свою героиню. Литератор Иван Петрович Романа Ридзеля получился таким, каким его видел Достоевский - чувствительным к чужой драме, пытающийся всех примирить, физически слабый. Блестяще получился и Князь Валковский в исполнении Виктора Бояринова. В его походке, позе, повороте головы, надменной ухмылке читалось презрение к людям, уверенность вершителя судеб.

Бесспорная режиссерская удача - образ Нелли. Начинающая актриса Марина Андреева, не имея театрального образования, всего полгода назад пришедшая в оперетту, очень точно и органично вжилась в роль 13-летней внучки Смитта, покорила публику открытостью, вызвав слезы на глазах у женщин в зале.

Небольшая, но характерная роль у Максима Бутыча. Его Маслобоев - смесь не до конца отрицательного героя с не до конца положительным. Он дерзкий, элегантный, притягательный, этакий пацанчик с улиц Одессы.

Работа на отлично

Впечатляют и массовые сцены. Хор маргиналов с рефреном: «Подайте!» несколько раз за спектакль появляется на сцене - колоритные нищие, темные личности, словно крысы, вылезающие из всех щелей. Балетмейстер Михаил Лаврентьев постарался сделать стилистику хореографии отчасти авангардной. Чисто балетных номеров здесь немного, да они и не нужны, потому что они вписаны в музыку, как единое полотно. Пожалуй, самой интересной сценой стала песня матери Нелли (Александра Соколова), которая увлекла зрителей и сгладила технические неполадки с микрофоном.

Игре актеров помогали костюмы. В отличие от документального кино, здесь не было задачи передать точность кроя 19 века. Приглашенный из Симферополя художник Кирилл Еремин хотел показать в костюме характер героев. Так, в облачении Алеши читается его легкое отношение к жизни, темные тона в одежде супругов Ихменевых (Максим Карчуганов и Анна Строганова) говорят о трагедии в их жизни, облик Смитта дает понять - он когда-то принадлежал к богатому сословию. Интересно, что после смерти старика актер меняет пальто на белое, что превращает живого человека в неуспокоенную душу.

Отдельное внимание уделено декорациям. Надо быть очень смелым, чтобы на одной маленькой сцене уместить столько мест действия: то берег реки, то темная улица, то бордель, то храм, то маленькая квартирка, то большой дом.

- Предварительно нарисовал огромное количество эскизов, многие из них в итоге не были использованы, - вспоминает Кирилл Еремин. - В столичных театрах возможностей динамично менять декорации гораздо больше, есть большие цеха для изготовления конструкций. Но несмотря на то, что театр маленький, люди здесь работают профессиональные. Все цеха справились на отлично.

Насколько артисты театра и постановочная группа вместе с автором либретто Виктором Вербиным и композитором Александром Журбиным смогли передать истинный колорит произведения Достоевского, судить, конечно, зрителям. Публика, соскучившаяся по театру, на открытие сезона билеты раскупила быстро, а в конце всем, кто работал над постановкой, аплодировала стоя. А это уже о многом говорит.

Следующая, уже детская, премьера состоится 21 ноября, на железногорской сцене покажут «Принцессу на горошине» Егора Шашина. Кроме того, театр приготовил еще два больших спектакля и сказку - тему пока держат в секрете. Ну и, конечно же, горожан ждет фееричное новогоднее представление и несколько юбилейных показов, посвященных атомной отрасли, 70-летию города и победе в Великой Отечественной войне.

Вера РАКОВА

Мюзикл «Униженные и оскорбленные» удалось воплотить на железногорской сцене благодаря проекту «Театры малых городов». Это уже третий спектакль (после «Алых парусов» и «Дубровского») в нашем городе, который получает финансовую поддержку со стороны.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения