Известный не только в Железногорске, но и в России тренер по адаптивному спорту Виктор Соколов пришел в редакцию «ГиГ» не с пустыми руками. Он принес целую связку медалей - российских, международных. О большей части наград город никогда не слышал. Конечно, Соколову хотелось бы, чтобы Железногорск, Красноярский край, да и вся страна знали об успехах его воспитанников. Но после каждой победы ему приходится хранить молчание, и о высоких результатах железногорцев знают только в узких спортивных кругах. Так решили сами спортсмены, и тренер принял их выбор. Молодые люди после побед строят свою личную и семейную жизнь, работают и живут среди нас и не хотят себе славы спортсменов с ограниченными возможностями. Потому что в действительности их возможности не ограничены - они воспринимают себя как самых обычных людей, а не инвалидов. И именно в этом, а не в количестве спортивных титулов, главная заслуга Виктора Васильевича. О том, как ему это удается, он рассказал в интервью нашей газете.
- Помните, как раньше говорили? «Инвалидный спорт», - качает головой Соколов. - Это выражение использовалось всюду: и в литературе, и в газетах, и на телевидении. Помню, как в 2005-м я в Москве за круглым столом просто орал: «Вдумайтесь в смысл ваших слов! Инвалидный спорт - это что вообще такое? Мы вытаскиваем инвалидов из домов, подъездов, кроватей, помогаем им раскрыться, адаптироваться, социализироваться. Назвать это просто «инвалидным спортом» - практически оскорбление. И тренеров, и наших воспитанников».
Взамен «инвалидного» предлагал говорить «адаптивный». Не я один, нас было много. Все вместе мы переломили ситуацию и добились правильности формулировок. Не поверите, но вслед за словами изменилось и отношение. Нас поставили на равных со здоровыми спортсменами, перестали относиться пренебрежительно и снисходительно! Меня всегда оскорбляет, если моих учеников воспринимают исключительно как инвалидов, неполноценных людей. Я-то отношусь к ним совсем по-другому…
- Потому что вы с ними каждый день работаете.
- Тоже неправильное слово - я с ними не работаю. Я с ними живу, общаюсь, предлагаю им мечту, выстраиваю дорогу к их звезде. Каждому - к своей. У всех свои заболевания, свои проблемы, свои возможности. Мои ученики все разные! Если я им одну цель поставлю и погоню их, как пастух стадо, - ничего не получится.
- Это называется индивидуальный подход.
- Мне не нравятся все эти сухие официальные слова - индивидуальный подход, способы адаптации и так далее. То, чем мы занимаемся, не вмещается ни в одно из них. Если бы я руководствовался только такими примитивными понятиями, то никогда бы не достиг успеха. Почему? Потому что каждый человек улыбается мне по-своему, идет ко мне со своим внутренним миром. А мне нужно каждого обожать. Любить. Восхищаться. Дарить радость. Иногда не получать в ответ те же чувства. Но терпеть. Стараться. Бороться за них. Я не просто тренирую моих учеников. Я выстраиваю их жизненную позицию - через дорожку, сектора, метания, прыжки. Зачем мы бежим длинную дистанцию? Чтобы научиться терпеть, преодолевать себя, держать эмоции под контролем. Все проблемы у людей оттого, что они не умеют этого. А мои ученики умеют. И это помогает им не только в спорте, но и в жизни. Все мои выпускники имеют семьи, детей. Понимаете? Не всякая красавица - обворожительная, умная и, главное, здоровая - имеет семью. А мои имеют. Я не хочу, чтобы меня воспринимали только как человека, занимающегося с инвалидами спортом. Я их наставник, учитель. Знаете, какая у меня кличка среди учеников? «Папа».
- Вас уже называют крестным отцом краевого паралимпийского движения…
- А как иначе? Я должен помочь им выстроить жизненную дорожку. Где они будут учиться, работать, что их ждет в будущем? Как устроен их быт - справляются ли или нужна помощь, как дела в семье, настроение, самочувствие. Они ходят ко мне на тренировки, но это не просто физические упражнения, это намного больше.
С одной девочкой, у нее ДЦП, учились бросать и ловить мячик. Она его, естественно, постоянно роняла. И я как-то сказал: «Все делай сама! Не поймала? Ползи, поднимай, начинай сначала». Кто-то скажет, что это жестоко. А я скажу, что на всякое «Я не умею», должно быть строгое «Учись». И она учится. В том числе самостоятельно одеваться, обуваться - за нее же раньше все родители делали. Я приучил ее приходить на занятие в одной футболке, а потом переодеваться в свежую. Это и гигиена, и культура, и умение себя обслуживать.
У инвалидов совсем иная психология, не как у обычных детей. Им с малых лет во всем помогают, шагу ступить не дают. Прибегают по первому зову, ни в чем не отказывают. Взрослым кажется, что это правильно. А ребенок в итоге растет человеком с действительно ограниченными возможностями - ему не нужно ничего уметь, ведь все за него сделают окружающие. Добиться, чтобы такие дети стремились к чему-то, превозмогая себя, очень сложно. Им надо дать цель в жизни, посеять в них желание чего-то достигать. А медали - это уже сопутствующее. Неизбежное следствие всей моей работы.
- Но размахом «неизбежного» вы довольны?
- Раньше я бы сделал так - не стал бы ничего рассказывать, а взял бы вас с собой на соревнования. И вы сами увидели бы, каково это. Я бы вам показал, как по беговой дорожке медленно, с огромным трудом к финишу движется моя 12-летняя ученица. У нее ДЦП. Еще недавно она только ползала. А теперь участвует в соревнованиях - на своих ногах! В прошлом году ее родители упросили меня, чтобы взял девочку к себе. Родителей она не слушалась - для нее они как бы пройденный этап. И тут я - весь такой чужой, незнакомый, новый. Заставил ее ходить. Реакция девчонки не всегда была положительной - ведь родители все для нее делали, а теперь пришел какой-то дядька и постоянно чего-то требует! Но дядьке приходится подчиняться, потому что он строгий. Он заставляет встать и идти два метра, потом пять, потом десять… Когда она прошла двадцать, пригласил на соревнования в Красноярск. Видели бы вы, какое это для нее было событие! Ее, необычную, неходячую, ненужную никому, кроме папы с мамой, вдруг объявляют на весь стадион. Сотни людей смотрят, как она покоряет дистанцию, ей аплодируют и зрители, и участники, а потом серьезные судьи еще и диплом вручают.
- Только один вопрос - как?
- Человека нужно суметь взорвать, подвигнуть на бОльшее, на новые подвиги. Ползающих, неумеющих, немогущих - заставить пойти, смочь, суметь. Вот эта моя ученица пошла на первые свои соревнования. Мы, конечно, обманули немного общественность, и девочка вместо 100 метров пробежала только 20. С главным судьей поговорил: «Дай ей грамоту!» К счастью, мне доверяют. Все знают, что мне самому эти бумажки не нужны - все для детей. И мы вручили девчонке грамоту за третье место. Якобы. И с тех пор понеслось! Сейчас она уже участвовала в первенстве Красноярского края, толкала ядро. Заняла второе место. Теперь мне покоя нет - я уже занят другими детьми, а она хочет дальше продолжать, большего добиваться. Родители с дочкой уже сами приходят на стадион заниматься. Я физически не могу уделять ей столько времени, сколько раньше, но главное, что дело сдвинулось с мертвой точки, процесс пошел.
- С кем занимаетесь сейчас?
- Готовлю ребят к соревнованиям - чемпионаты России, Европы, Паралимпийские игры. Занят невероятно! У меня 19 учеников от 8 до 32 лет. Все с разными проблемами: слепые, слабовидящие, с поражениями опорно-двигательного аппарата. И все куда-то готовятся, никто просто так не болтается. Но я сразу обговариваю для каждого: вот ты - уровень города, ты - края, не больше. И никаких обид потом, что кто-то на чемпионат мира поехал, а кого-то дальше Красноярска не выпускают. Ставлю реальные цели, по возможностям - пусть стремятся. А то дети такие - ему 12 лет еще, а он уже на Олимпиаду собрался: «Ты выиграй край сначала, тогда я, может быть, подумаю, куда еще тебя отправить», - говорю я. А он берет и выигрывает: «Ну что, подумаете?» - «Так и быть, подумаю». - «Супер!» По-другому и нельзя. Иначе как еще их мотивировать на тренировку?
- Они же сами к вам приходят, какая еще мотивация нужна?
- Дети приходят, чтобы испытать чувство радости, ответственности, когда от них что-то зависит. Чувство, что они кому-то нужны, чего-то стоят и могут достичь успеха, для них очень много значит. Но пока они маленькие, им трудно понять, что ради этой самой радости надо сначала много поработать. Поэтому первый год мои ученики только бегают, балуются да кувыркаются. Мы даже вместе играем в мячи и догоняшки. Часто поручаю вести молодых старшим - пусть передают опыт и знания.
Взрослые спортсмены у нас пример не только по поведению, но и по выполнению объема. Я же хитрый, действую через психологию. Построю всех и раздаю задания: «Витя, ты сегодня бежишь 8 раз по 1000 метров». У маленьких сразу ужас на лицах - они-то бегают 8 раз по 30 метров. «А как он это сделает?» - спрашивают дети. «Витя-то сделает! - говорю. - Да, Витя?» - «Да!» А что еще остается Вите? Не может же он сплоховать перед молодежью! Старшие прекрасно понимают, чего я добиваюсь этим, а маленькие - только восхищаются. И начинают стараться, стремиться, расти. С таким-то примером перед глазами, как Витя, который может все!
- А потом становятся паралимпийцами.
- Есть у меня документ один, который я предпочел бы пока не получать. Пришло письмо из паралимпийского комитета, что моя воспитанница Алена вошла в состав кандидатов в паралимпийскую сборную России. Она, к счастью или сожалению, в феврале выиграла соревнования. И все сразу вскинулись: «Ах, новая звездочка!» Девочке всего 15 лет.
- Почему к сожалению?
- Вот вы удивлены - вроде бы надо радоваться за нее, правда? А я разочарован. Дяди и тети, в комитете сидящие, не спросив меня, сделали ее кандидатом. А если бы спросили, то узнали бы, что Алене еще рано, она не готова. Результат ее пока не стабилен, хочется, чтобы она поняла - кандидат - это не только слава, но и обязанности. Вот Вероника Зотова, получив такое письмо, стала усиленно тренироваться. Кандидат - это еще не член сборной. Могут взять, а могут и нет. Как покажет себя, так и будет.
- Строите планы на следующую паралимпиаду?
- Сейчас я даже не планирую ту, будущую олимпиаду. И не потому что не хочу. Просто не могу о ней думать. У меня произошло страшное - погиб один мой воспитанник. Он был в экспериментальной сборной России-2020, в 15 лет - чемпион и рекордсмен страны. В прошлом году 22 июня его не стало. Несчастная любовь… Я им так восхищался! Помню, выигрывает чемпионат России в беге на 1500 метров, а через каких-то полчаса прыгает в высоту - и тоже золото. На следующий день бежит 3000 метров, устанавливает рекорд страны, затем прыгает в длину - 2 место. Мало кто на такое способен, а уж с инвалидностью... Я всего себя отдал, чтобы сделать мальчика чемпионом Олимпийских игр! Чтобы сделать его счастливым человеком. И все мои годы, все потуги… (голос Виктора Васильевича прерывается. - Авт.) Понимаете мою боль?
…Поэтому я не хочу говорить много о Веронике. И она к этому точно так же относится. Нам не нужен этот шум. Было недавно открытие краевой спартакиады инвалидов. Ее приглашали флаг поднять, а меня - речь сказать. Мы отказались. Это все, конечно, хорошо и правильно, с одной стороны, но с другой - мы готовимся к Паралимпиаде, нам из Железногорска полтора часа туда и столько же обратно ради 5 минут славы ехать неразумно. Мне в итоге сказали много нехороших слов и что я о себе слишком хорошо думаю. Нет, я о себе хорошо не думаю. Просто хорошо делаю дело, за которое взялся. И как бы про меня ни говорили, но каждая Олимпиада - это и моя Олимпиада тоже.
- И все-таки, чего уже достигла Вероника?
- Четырехкратная чемпионка мира среди молодежи в беге на 100, 200, 400 метров. Многократная чемпионка России в беге от 60 до 1500 метров. Призер чемпионата Европы среди женщин в беге на 400 метров. Титулов хватает. Она входит в состав сборной команды России и является кандидатом на поездку в Рио-де-Жанейро. В этом году выиграла всероссийские соревнования в Новочебоксарске, Гран-при в Италии, завоевала золото и три серебра на чемпионате России в Чебоксарах. Скоро улетаем на чемпионат Европы в Италию. Где-то 20-25 июля станет известно, кто попал на Паралимпиаду. Все зависит от результатов предстоящих выступлений.
- Все чаще стали говорить о вашем новом воспитаннике Дмитрии Гансоне. Каких-то невероятных результатов мальчишка добивается. Тоже психология?
- В прошлом году на краевой спартакиаде подходит паренек лет 14 и щурится: «Возьмите меня, дяденька, к себе тренироваться». - «Знаешь, таких у меня много уже - по зрению». Малой сразу приуныл. Думаю, дам парню шанс: «Когда выступаешь? Приду посмотреть на тебя. Если хорошо справишься - подумаю». Бежал он 400 метров. Прибежал, конечно же, последним. Даже не прибежал, а прикопытил - на полусогнутых ногах. Финишировал, ушел в уголок, лег на маты. Лежит. Подхожу: «Как зовут-то?» - «Дима». - «Ты откуда?» - «Из Дзержинского». - «Где тренируешься?» - «Нигде…» - «Ладно, Димка, я тебя все-таки возьму». - «Но я же последним пришел!» - «Ну ты же приполз на финиш, не сдался? Вот и молодец».
Оказалось, Дима - сирота, живет с бабушкой. Я его взял под свое крыло. Было это в ноябре. И вот уже с чемпионата Красноярского края он 3 медали привез: 100, 400 метров и прыжки в длину. Я уговорил Надежду Банникову, директора Центра адаптивного спорта, она нашла деньги, и свозили мы его в Салават на первенство России среди слепых. Он выиграл в беге на 1500 метров и стал вторым на 800. Вот тебе и прикопытил!
- Такой результат в столь короткие сроки!
- Вы, если на стадион придете к нам, увидите, какой он сейчас счастливый и веселый. У нас доверительные отношения сложились, он парень с юмором, простой. Я ему как-то говорю: «Димка, разве ты не видишь, что одеваешься, как колхозник?» А он же не видит, на минуточку. Ну и отвечает как есть: «Неа, не вижу!» Посмеялись вместе, без всяких обид. Потом форму ему принес - одну, вторую. А когда он на городе стал третьим среди здоровых, я ему сказал: «Колхоз, так мне тебя и обзывать больше нельзя, не по статусу!» А он опять смеется: «Да ладно, Виктор Василич, я же чурбан!» И вот мой чурбан вернулся с медалями… и стал не чурбаном. Вы, наверное, снова удивляетесь - все эти слова могут обидно для слуха звучать. Но они так сделаны, чтобы ребят не обижать, не оскорблять. С каждым я говорю на своем языке. С Димкой так сразу получилось - с шутками да прибаутками.
- А кроме шуток, у парня действительно перспективы?
- Свозил его на взрослый чемпионат, чтобы показать уровень настоящих спортсменов. Ему предстояло бежать вместе с заслуженными мастерами спорта, чемпионами мира, Европы, паралимпийских игр. Спрашиваю перед поездкой: «Хочешь?» - «Да!» - «Сильно?» - «Да!» Предупреждаю во избежание сюрпризов: «Димка, я же тебя везу на каторгу. Придется много работать». - «Я согласен», - отвечает не раздумывая. На любую каторгу парень готов хоть сейчас! «Там тебя размажут», - не хочу, чтобы у него иллюзии возникли. Чемпионат - все-таки не первенство, уровень другой. «Ну, вы же хотите, чтобы я в будущем чемпионом мира стал», - отвечает мне Димка моими же словами. Я даже рот не разинул еще, а он уже все сказал за меня. Все понимает! Говорю ему: «Мы решили с тобой быть чемпионами мира, и мы ими будем». И теперь, даже когда я уезжаю на сборы и Димку не выпускают из интерната на стадион, он все равно занимается - бегает прямо вокруг здания. В итоге на чемпионате России завоевал 4,5 и 6 места на разных дистанциях. Побил личный рекорд в беге на 800 метров на 8 секунд, 1500 метров – на 36 секунд, и впервые в жизни пробежал дистанцию 5000 метров. Горжусь им!
- Как и всеми остальными?
- Да. Когда ко мне приходят мои выпускники, приводят своих детей и говорят им: «Смотри, вот мой учитель», - это самое дорогое для меня. Был у меня день рождения, так эти черти мне такой сюрприз сделали! С воскресенья пришли в школу, выпросили ключ на вахте - уж не знаю, каким чудом, там же все строго! - и украсили мой кабинет цветами, шарами. Утром в понедельник прихожу, а там они все - и дети, и старшие. И плакат от руки разрисован: «Мы вас любим». Так что вы меня теперь очень понимаете, почему я ради них готов на все.
Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Сегодня состоялось заседание комиссии по выбору почетного гражданина Железногорска в 2016-м году. Комиссия рекомендовала сессии утвердить 16 июня кандидатуру Соколова Виктора Васильевича, детского тренера.
Поздравляем Виктора Васильевича!