Понедельник, 01 Июля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Нет повести печальнее на свете

Маркович Михаил

Маркович
Михаил
16 октября 2014
А вы когда-нибудь видели, как туловище самого близкого вам существа, то есть собственное, отбрасывает тень на землю? А знаете ли вы, что в этот самый момент вы совершаете космогеофизическое преступление? Ведь фотон света, оторвавшийся от солнца, «пробежал» 150 миллионов километров, но не достиг поверхности нашей планеты. Помешали последние полтора метра. Ваши!

На выходных прикончил мемуарное сочинение под названием «Репортер». Автор Михаил Дегтярь. Чтиво профессиональное, но доступное и нормальному читателю. Я намеренно выделил формулировку «нормальному», ибо принадлежность к репортерской специальности считаю формой обычного безумия. Дегтярь просто подтвердил мою уверенность в том, что без доли сумасшествия и детского полуидиотизма в моей профессии делать нечего. Четыре ТЭФИ (высшее профессиональное признание среди коллег) гарантируют моего тезку от обвинения в ангажированности. Ему повезло, он пришел в тележурналистику в первую волну вседозволенности. То есть в момент, когда вместо коров-рекордисток на экран вышли проститутки-ударницы. Именно в хвосте 80-х и до середины 90-х закладывалось то, что потом стало принципами современной журналистики.

Книга у Михаила Борисовича вышла непростая. Помимо традиционного пьянства и разврата, сопровождающих жизнь корреспондентов вне зависимости от национальной и географической принадлежности, автор систематически пишет: «Никогда не делайте этого, но я тогда-то сделал именно так». Сегодняшнему журналисту достаточно половины подобных признаний, а то и просто одного, чтобы навсегда лишиться профессии. Он теперь пишет об этом книги.

Ладно, Бог с ним, с Дегтярем, вернемся к точке, в которой ему удалось поразить мое воображение. Он вспомнил свой фильм о Полевом и Маресьеве. Чтобы избежать обвинений в антисоветчине, честно скажу, что до сих пор с трудом перечитываю «Повесть о настоящем человеке». Еще хуже смотрю фильм с Кадочниковым. Переживаю. Боюсь расплакаться. Дегтярь взял проблему с неожиданной стороны. Пигмалион и Галатея. Кто кого создал? Я, правда, не знал, что финал отношений писателя и героя был чудовищным. Маресьев не приехал на похороны Полевого. Не прислал даже телеграммы. И это после того как много лет единственным заработком Героя Советского Союза было путешествие по стране с копией фильма, танец «Барыня» после показа и демонстрация протезов. Затем летчику-истребителю без ног давали «ням-ням», и он ехал дальше. А городов в СССР было много…

Только после личного вмешательства Полевого Маресьев получил работу во Всесоюзном комитете ветеранов. Потом будет многое. У безногого летчика осел из администрации президента России попытается отнять машину «в целях экономии бюджетных средств». В «Комсомольской правде» на этом сделает имя другой журналист. Но к теме, затронутой Дегтярем, не вернется больше никто и никогда. Сам Маресьев ответит ему на предложение сняться в документальном фильме жестко: «Один фильм про меня уже снят, и этот фильм называется «Повесть о настоящем человеке».

Дегтярь выяснит, Маресьев на встречах с молодежью пересказывал уже не свою жизнь, а лейтенанта Мересьева. Там будет не существовавшая в реальности история с «метеорологическим сержантом», да мало ли еще что. Герой книжный так срастется с Героем Советского Союза, что не достанет сил, чтобы разорвать эту связь. А вы сегодня, через 70 лет после окончания войны, знаете, что в СССР было 142 «Мересьева», то есть летчиков, продолжавших войну, невзирая на увечья, ставящих крест на воздушной работе? Я знал ровно про одного Героя Советского Союза, продолжавшего сражаться в рядах полярной истребительной авиации без ступни. И таких было 142. Официально! То есть тех, кто прошел к небу через всю советскую военную бюрократию. А неофициальная цифра приближается к полутора тысячам!

Один из этих летчиков рыдал в фильме Дегтяря: «Повесть о настоящем человеке» - это книга и обо мне». Его со сломанным позвоночником укладывали в кресло пилота перед боевым вылетом. А Маресьев до конца жизни считал, что журналист Полевой стал писателем лишь после его рассказа. А Полевой верил, что Маресьев стал тем, чем стал, только после романа. И где здесь преступление, я не знаю…
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения