Теленовости продолжают показывать пустые полки магазинов, в Россию косяками едут жители из ближнего зарубежья - скупают авто и бытовую технику. Нам они уже не по карману. Неужели мы снова оказались на пороге экономической катастрофы, которая настигла страну двадцать три года назад? Или масштабы бедствия, мягко говоря, преувеличены?
Ровно через неделю после резкого обвала рубля мы решили пройтись по городским торговым точкам, чтобы выяснить, как экономическая ситуация, в которую попала Россия, сказалась на кошельках и настроениях железногорцев.
…В универсаме на Школьной в 11 утра тихо и спокойно. Между рядами с товарами бродят редкие покупатели.
– Продажи у нас значительно увеличились, канун Нового года все-таки, – говорит продавец в отделе бакалеи. - Цена на многие виды мясных изделий подскочила, но незначительно. Но стоимость продукции некоторых местных производителей изменилась существенно. Нам объясняют, что вынуждены поднять цену, поскольку стала намного дороже оболочка сосисок и сарделек.
Не рискуют ли местные производители вообще остаться без дохода, ведь покупатели могут предпочесть другой продукт, более дешевый? Но продавец уверяет, железногорские мясные изделия по-прежнему пользуются огромным спросом – они вкусные, поэтому ценник никого сильно не отпугивает.
В отделе алкоголя недавно подросла стоимость спиртного средней ценовой линейки. Элитный алкоголь пока не тронут.
- Существенно подорожало шампанское, но его все равно будут брать перед Новым годом, - уверена сотрудница универсама. - Никакого ажиотажа за последнюю неделю не наблюдалось. Продукты с полок не сметались, соль, макароны, крупы впрок не закупались.
Из универсама прямой дорогой на Центральный рынок. Нас в первую очередь интересовали мясо и рыба. В мясном магазине было безлюдно. Приняв нас за потенциальных покупателей, продавцы наперебой принялись предлагать аппетитные свиные ребрышки и парную говяжью вырезку.
- Цены у нас еще апрельские, - сообщает женщина за прилавком. - В выходные дни покупают больше, в будние – меньше, все как обычно. Надеемся на праздничную выручку.
А вот в рыбный павильон сейчас ходят, как в музей. Практически золотыми стали уже не только форель и семга. «Кусается» обычная алюторская селедка. Но цена на рыбу взлетела не неделю назад, а сразу после введения санкций ЕЭС против России. Продавцы считают, что дальнейшего подорожания в ближайшее время не будет - это уже бессмысленно.
- Зато на 600-700 рублей стала дешевле красная икра. И селедочка стоит меньше, чем неделю назад, - хвастается продавец. - Перед новым годом мы всегда понижаем цены на эти виды продуктов, они обязательно должны быть на праздничном столе.
Интересно, намного ли подорожали шоколадные конфеты? Мы отправились на Матросова, в магазин при «кондитерке».
- Мы продаем железногорскую и красконовскую продукцию, цены на нее еще ноябрьские, - уверяет продавец. - О новых прайсах пока ничего не слышно. Но чай и кофе скоро станут дороже на 30 процентов.
Убедившись, что голод Железногорску точно не грозит, мы отправились в магазины бытовой техники, которых, по сообщениям СМИ, больше всего коснулся покупательский ажиотаж. После 16 декабря люди бросились за холодильниками, телевизорами и другой электроникой. Ранее затоваренные магазины, вынужденные еще полгода назад устраивать различные акции для привлечения покупателей, теперь практически опустели.
Но не такую картину мы увидели в магазине «Мир бытовой техники» на Советской. Ассортимент действительно стал скуднее, но говорить о том, что железногорцы в панике смели все с полок, было бы неверным. Да и ценник на товары заставлял серьезно задуматься: так ли необходима сейчас в хозяйстве, скажем, посудомоечная машина?
- На прошлой неделе этот холодильник стоил 28 тысяч. Сегодня – 51! – изумляется мужчина средних лет и показал на двухкамерного бежевого красавца - И зачем он мне по такой цене? Деньги у меня есть, но покупать обычный холодильник по цене самолета я не собираюсь.
Многие железногорцы, как и этот мужчина, остались без давно планируемых серьезных покупок.
- Моя приятельница хотела поменять себе телевизор, - говорит еще одна посетительница магазина. - Присмотрела нового «друга семьи» за 10 тысяч рублей. Цена ее вполне устраивала. Но когда за ночь стоимость выбранного телевизора вдруг подскочила до 28 тысяч, решила, что будет просто смотреть в окно…
Зачем так сильно завышать стоимость товаров не первой необходимости, если их невозможно купить? Это обычный расчет коммерсантов на реакцию людей: когда рубль катастрофически дешевеет, многие пытаются спасти свои накопления – покупают любые дорогостоящие вещи. По словам продавцов магазина, телевизоры, холодильники, стиральные машины несколько дней назад расходились, как горячие пирожки. Девушка на выдаче потребительских кредитов особого ажиотажа, правда, не отметила. Количество обращений за кредитами не увеличилось. Видимо, все приходили с наличкой.
- Взять товар в кредит можно по-прежнему, - сообщает сотрудница. - Правда, вернуть деньги нужно теперь за более короткий срок. Рисковать банки не хотят.
Кредитно-финансовые учреждения сегодня на самом деле занимают выжидательную позицию. Это нам подтвердили в железногорском филиале банка «Открытие», что на Ленина, 7. Выдача кредитов населению действительно приостановлена. На какое время – неизвестно. В операционном зале банка безлюдно.
- Штурма не было, вклады ни рублевые, ни валютные клиенты не забирали, - сообщили нам вежливые и предупредительные сотрудницы.- У нас все спокойно, как видите.
В общем, как сказал один видный китайский экономист – не дождется Запад повторения дефолта 90-х. Российский народ, переживший пустые полки 91-го, измором не возьмешь. И не к такому приспосабливались. И не такое переживали.
Марина СИНЮТИНА