В Красноярский арбитраж обратилось ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева» с исковым заявлением к АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева». ГКНПЦ просит взыскать с ИСС в свою пользу 64218733 рублей 39 копеек. Такова, по мнению истца, сумма долга по договору на создание научно-технической продукции и процентов за неправомерное пользование чужими деньгами.
Как сообщает сайт Арбитражного суда Красноярского края, предмет спора по делу №А33-5787/2015 состоит в следующем. ИСС и ГКНПЦ заключили договор на создание научно-технической продукции, по которому истец должен был выполнить опытно-конструкторские работы по адаптации средств выведения в составе ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» в обеспечение запусков блока космических аппаратов «Глонасс-М» с Байконура. ГКНПЦ работу выполнил, однако ИСС, сославшись на нарушение договорных сроков, отказалось оформлять акты сдачи-приемки работ и оплачивать их. ГКНПЦ не проникся и обратился в суд.
Интересно, что за день до подачи этого иска Центр имени Хруничева возглавил Андрей Калиновский, избавившись от приставки и.о. И уже 26 марта в интервью ТАСС на международной конференции в Вашингтоне он рассказывал, что российское правительство намерено вложить в его предприятия десятки миллиардов рублей. Речь идет о госпрограмме развития космоса на 2016-25 годы ценой в 56 млрд рублей. Хотя пять месяцев назад в эфире телеканала «Россия 24» тот же Калиновский, еще будучи и.о. гендиректора, заявлял, что у «Хруничева» нет денег вообще: «Накоплены огромные убытки, сегодня не хватает оборотных средств даже на то, чтобы производить ракеты». Надо, наверное, так понимать, что и железногорское ИСС внесло сюда свою лепту из более чем 64 миллионов с 39 копейками.
Вообще-то крупные иски между госкомпаниями за космические просрочки - редкость. Разве что в 2013 году Арбитражный суд Москвы постановил взыскать как раз с «Хруничева» в пользу ФГУП «Космическая связь» 99,1 млн рублей - пени за 591 день просрочки предварительной приемки спутника «Экспресс-МД2».
- Как мы планируем урегулировать спор - это уже наше внутреннее дело, - комментировал то беспрецедентное решение арбитража тогдашний гендиректор ГКНПЦ Александр Селиверстов. - Но мы бы предпочли мирный путь. Изменения в контракт необходимо вносить и документировать вовремя - вот, наверное, вся мораль данной истории.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА