Госдума поддержала законопроект о создании ГК «Роскосмос». Правда, пока только в первом чтении. Но доклад вице-премьера Дмитрия Рогозина, пообещавшего, что второй этап реформы точно выведет отрасль из кризиса, был более чем убедителен.
- Вернуть России лидирующее положение в космосе - это дело чести. И руководству корпорации предстоит создать принципиально новую ракетно-космическую промышленность, - заявил вице-премьер. По его словам - с учетом положительного опыта Росатома, обеспечив единство управления и технической политики, оптимизацию производственного потенциала, централизацию ответственности за выполнение гособоронзаказа, а также мониторинг и контроль финансово-экономического состояния всех предприятий отрасли. В том числе и зарплаты.
- Если мы не будем платить достойную зарплату, особенно высоким специалистам, нечего ждать повышения качества продукции, - констатировал Рогозин, никакой тайны, впрочем, не открыв.
Но вот производственным феодализмом вроде никто еще не называл дела в отрасли, которой мы все еще по привычке горды и в наступившем XXI веке. Вслух с высокой трибуны, во всяком случае. Но что возразишь, слушая про причины глубокого системного кризиса: технологическую отсталость, изношенное оборудование и поведение морально разложившегося руководства? Пока начальство ворует и бьет друг другу лица, защищая честь своих конкубин, конструкторы работают на дедовских кульманах, которые Рогозин видел своими глазами на одном из предприятий Подмосковья. Единая техническая политика в отрасли отсутствует, предприятия друг друга дублируют.
- Наши параллельно функционирующие предприятия в лучшем случае были загружены на 40%, не более. Их доходов не хватало ни на техническое перевооружение, ни на привлечение высококвалифицированных специалистов, - рубил правду-матку Рогозин, сообщив, что по эффективности работы космическая отрасль России уступает в девять раз США, где Boeing и Lockheed Martin вдвоем обеспечивают всю палитру космических аппаратов как гражданского, так и двойного назначения. У нас таких предприятий - семь, и каждое со своей собственной кооперацией и экспериментальной базой, со своим немалым руководством и внушительным коллективом.
Но выход найден, сказал Рогозин, и ему так хочется верить. Основным результатом трех лет реформы стала Объединенная ракетно-космическая корпорация, уже собравшая под крыло 94 предприятия, около 90% активов и порядка 80% сотрудников отрасли - 240 тысяч человек. Дальше уже новой ГК «Роскосмос» предстоит оптимизация всего этого производственного потенциала: стране нужно ровно столько производства, сколько требуется для решения текущих и перспективных задач, ни цехом больше! При этом срочно необходимо снижать себестоимость продукции и повышать производительность труда - втрое к 2025 году, уверен Рогозин.
Волей-неволей начнешь считать, сопоставляя рогозинские выкладки с местными реалиями. Хоть и громил-то вице-премьер в основном хруничевскую фирму, но оптимизировать-то будут весь космический производственный потенциал! И если держать в уме сравнение с США, где эффективность в девять раз выше нашей, 240 тысяч тогда делим на 9? Ладно, допустим, производительность труда и впрямь вырастет в отрасли втрое, тогда делить надо на три, а не на девять, чтобы только догнать американских коллег образца 2015-го. На работу в ИСС сейчас ходит порядка 8 тысяч человек, и что, их станет втрое меньше? А работать оставшиеся будут втрое больше и лучше, если командовать ими будет некое «центральное руководство»? Вице-премьер пообещал Роскосмосу серьезное кадровое обновление, уточнив, что новых руководителей привлекут из смежных отраслей. Пусть тогда сбудутся и вице-премьерские заявления насчет достойной зарплаты на местах, ведь в ЗАТО Железногорск космическая фирма плюс комбинат - самые основные налогоплательщики, обеспечивающие стабильное и увесистое пополнение местного бюджета за счет НДФЛ. Во всяком случае, именно так было заявлено на недавнем совещании по поводу исполнения прошлогоднего бюджета при главе города.
Плакать над судьбой тех космических сотрудников, которые вдруг да не впишутся в новую госкорпорацию, рано. Сказано же: будет по образцу Росатома. А оттуда даже после всех пертурбаций никакие тысячи сокращенных атомщиков в центры занятости так и не пришли до сих пор.
Кстати
Объем финансовых нарушений по итогам проверки Роскосмоса за 2014 год составил 92 млрд рублей, сообщила глава Счетной палаты России Татьяна Голикова.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА