Для многих железногорцев знакомство с театром началось с «Золотого ключика». В детстве мы смотрели волшебные сказки и сопереживали ожившим игрушечным героям, которые учили нас думать и чувствовать. Первые вопросы о добре и зле, о дружбе и взаимовыручке, первый опыт образного мышления - это важные моменты в жизни маленького человека. Именно поэтому серию публикаций, посвященную Году театра, «ГиГ» начинает с «Золотого ключика». А точнее, с его кукол.На сегодняшний день в театре около двухсот действующих игрушечных актеров, еще примерно столько же отслужили свой век и хранятся в фондах театра. Некоторых можно встретить прямо в раздевалке, они словно приветствуют своего юного зрителя. Для кукловода это не просто марионетка, а партнер по сцене, который требует к себе должного внимания и уважения.
Но перед тем как актер начнет репетировать новую роль с новой куклой, она должна «родиться». Сначала она появляется в голове режиссера, который распределяет роли и дает изготовить эскиз художнику-постановщику. Художник прорисовывает характер куклы, чтобы ребенок понял, положительный это персонаж или отрицательный. Причем делает это вручную цветными карандашами.
- Мы пробовали использовать современные технологии, но компьютерные рисунки не отражают всей полноты характера будущей куклы, они получаются мультипликационными, а не театральными, - считает Александр Мандрыгин, заведующий художественно-постановочной частью. - Поэтому мы, впрочем, как и многие другие театры, создаем эскизы согласно традициям - вручную.
Потом рисунки проходят технический и художественный совет. Здесь определяют, какой будет кукла - марионеточной, тростевой или планшетной, какой у нее будет механизм, какие части тела смогут двигаться. После утверждения создаются рабочие чертежи в реальном масштабе.
По чертежам в скульптурном цехе изготавливают голову. На первоначальном этапе ее лепят из пластилина, затем выливается алебастровый слепок, который в несколько слоев обволакивается в папье-маше.
В токарном цехе художник-конструктор начиняет куклу механикой. Он заставляет ее шевелить глазами, поворачивать головой, открывать рот и прочее, а также изготавливает каркас из дерева.
- Заставить двигаться можно практически все части тела, но главное, чтобы актер смог управлять такой куклой, - говорит Александр Валерьевич. - К примеру, хотели, чтобы у главного героя спектакля «Слоненок-пожарный» было много движущихся деталей: глаза, хобот, уши, конечности, голова… Но актриса пришла в ужас от того, сколько он может весить. Пришлось сделать куклу менее функциональной.
Как только механизм готов, будущая звезда сцены попадает в бутафорскую мастерскую, где она, как говорят технические работники, обрастает мясом. У нее появляются мягкие ножки и ручки, а также волосы, глаза, рот.
- Когда с куклой работаешь долго, начинаешь к ней привязываться, например, мои любимчики - Лиса и Медведь из спектакля «Обман-шоу», - рассказывает художник бутафорского цеха Евгения Солдайкина. - К некоторым душа не лежит, приходится откладывать на пару дней, настраиваться и даже договариваться с будущим героем, чтобы он получился таким, каким его задумал режиссер.
Готовую куклу отправляют наряжаться к художнику-модельеру. Любовь Малетина до работы в «Золотом ключике» считала, что одевать их легче, чем людей. Оказалось, это не так.
- Нужно так сшить костюм, чтобы тщательно скрыть особенности конструкции кукольной фигуры, - говорит модельер, - Поэтому, как правило, большую часть работы приходится выполнять вручную, без помощи швейной машины.
В процессе изготовления кукла совершенствуется, ее даже приходится подстраивать под конкретного актера, который может быть левшой, иметь длинные или, наоборот, короткие пальцы.
У всех кукол в «Золотом ключике» есть ангел-хранитель - Лидия Прокопенко. Будучи заведующей труппой, она отвечает не только за работу актеров, но и следит за состояние кукол в фондах театра. Лидия Яковлевна отлично помнит каждую из них, может рассказать, в каком спектакле участвовала, в ее руках они словно оживают. Среди действующих игрушечных актеров самым старшим на сегодня считается Соломенный бычок. Впервые тряпичный артист вышел на сцену в 80-х годах, но до сих пор приводит в умиление и юных зрителей, и их родителей, которые выросли на этой сказке.
А начинающая актриса Алиса своенравна, она еще не привыкла к новому коллективу, потому каждое утро Лидия Яковлевна застает ее лицом к стене:
- Разверну, поговорю с ней ласково, иногда пальчиком пригрожу, но пока не договорились, такой уж у нее характер, - шутит заведующая труппой. - Но у каждого персонажа свой нрав, главное - найти подход. Это задача, в первую очередь, актера. И от того, как он на сцене передаст эмоции куклы, такой и будет реакция зрителя, а она обязательно должна быть положительной!
Вера РАКОВА
Кстати, сотрудники «Золотого ключика» верят, что ночью куклы оживают. И даже камеры наблюдения фиксируют движение в темноте на сцене и в комнате, где они хранятся.