«Если верить в чудо, оно обязательно сбудется, главное - слушать, что подсказывает тебе твое сердце» - такими словами началась история про Буратино, которая была рассказана в театре «Золотой ключик». На железногорской кукольной сцене приключения деревянного мальчика ставились не раз, но впервые с итальянским акцентом.
Полное название спектакля «La chiaved'oro, или Приключения Буратино». С одной стороны, зритель, который еще не видел постановки, понимает, про что она, но с другой - недоумевает, почему часть названия на иностранном языке. В переводе с итальянского la chiaved'oro - золотой ключик. Когда директор театра Анна Мандрыгина обратилась к известному иркутскому режиссеру Юрию Уткину с просьбой поставить спектакль к юбилею театра, сомнений в том, что это будет именно «Золотой ключик», у него не возникло. Но в классику он решил добавить свое видение, смешав толстовские мотивы с оригиналом Карло Коллоди.
Действо начинается на оживленной базарной площади в одном из городков Италии. Суета, жилые кварталы, старый шарманщик в полосатых гетрах, тетушки в белых юбках с чепчиками на голове, обутые в сапожки на длинной шнуровке, эмоциональная иностранная речь, которая ничуть не смущает маленького зрителя, наоборот, все это знакомит его с другой культурой. В этом нужно отдать должное художнику-постановщику спектакля - Ирине Хмарук. Она является главным художником Московского детского камерного театра кукол.
Благодаря ей необычным получился и образ Карабаса Барабаса. Кукловод Дмитрий Молодов прячется в туловище персонажа, вместо головы - пустота - только огромная шляпа, борода и нос, из-за чего герой становится огромным. Дополнительного ужаса добавляет густой металлический голос (озвучка Виталия Ирисова). При его появлении дети в зрительном зале ахнули, прильнули к родителям, кто-то даже сполз с кресла. Но режиссер предусмотрел такую реакцию, и на первый выход как бы спрятал злодея в глубине сцены за очагом. И какова была радость зрителя, когда в конце он вдруг внезапно лопается - такой театральный спецэффект. Их, кстати, в постановке немало, что удивляет даже взрослых, незнакомых с закулисной кухней.
Что касается актерской игры, то это, пожалуй, лучшая премьера года. Зная настоящий темперамент актеров, на сцене их видишь совершенно другими. Хотя режиссер постарался подобрать для каждого подходящий образ, их трудно узнать, особенно, когда прячутся за маской или ширмой. При этом почти все актеры на сцене играли одновременно по две, а то и три роли. Итальянские торговки (Любовь Балтина, Ольга Сторожева, Ирина Тарадыменко) - они же Мальвина, Пьеро, Арлекин, а также Черепаха Тортилла, Дуремар, Лиса Алиса и Кот Базилио; Папа Карло (Василий Ходаков) - трактирщик и Кот Базилио. Для молодой актрисы Натальи Силаевой (девушка Бьянка и Буратино) это был первый опыт объемного спектакля с двумя действиями. Она призналась, что играть сразу двух героев было сложно, но все получилось - благодаря поддержке режиссера и опытных коллег.
- Совмещать несколько образов вполне возможно, все приходит с опытом, главное - иметь хорошего наставника, - рассказывает заслуженный артист России Василий Ходаков. - Играть Папу Карло для меня было ответственно: надо было донести до зрителя, что куклы он делает не просто так, а вкладывает в них свою душу, отчего они и оживают на сцене, а кто-то даже становится человеком.
Режиссер-постановщик игрой актеров и работой технического персонала доволен, однако считает, что стремиться всегда есть к чему, ведь премьера - это не окончательная точка работы над постановкой, а наоборот, начало пути.
- Зрители будут приходить, смотреть, а артисты - стараться как можно точнее и интереснее преподнести эту историю, - говорит Юрий Уткин. - После шести лет ребенок начинает соотносить себя с миром: кто я такой, в какой семье родился, чего от меня хотят, что я хочу от мира. Это очень сложный процесс. Хотелось бы, чтобы после спектакля он понял, что не только у него возникают непростые ситуации, и ошибаться - это не самое страшное, главное, что ты принимаешь решение и меняешь ситуацию. При этом важно, чтобы были рядом близкие люди, чтобы ребенок понимал - несмотря ни на что, он не одинок.
55 лет назад, 8 декабря 1964 года, театр «Золотой ключик» открыл первый театральный сезон.