Концерт знаменитого пианиста Александра Гиндина прошел в Железногорске при полном аншлаге.
Проект «Территория культуры Росатома» вновь преподнес железногорцам роскошный подарок. Вместе с Александром Гиндиным 24 декабря приехали виолончелист Борис Андрианов (лауреат международных конкурсов, арт-директор фестиваля «VIVACELLO») и скрипач Илья Норштейн (участник ансамбля «Новый Эрмитаж», исполнительный директор фестиваля «ArsLonga»).
В программе выступления – соната Сезара Франка и трио Чайковского «Памяти великого художника». Двухчасовой концерт в музкальной школе внимательно слушали даже маленькие зрители, по окончании аплодировали стоя. Нэлла Аксенова, преподаватель музыкалки, была преисполнена самых высоких чувств:
- Великолепно! Во-первых, произведения Франка у нас не исполняют, музыка для меня новая. Во-вторых, сам звук, прием игры. Спасибо организаторам концерта за глоток свежего воздуха! Звук у пианиста просто потрясающий - мы рояль свой не узнали.
После концерта артисты охотно пообщались с прессой. В том числе и на тему знаменитого, но неизвестного широкой публике Франка.
Борис Андрианов: – Для первой части сонаты Франка мы сочинили некий образ, но это не для публики! (смеются). На самом деле, в музыке мы выражаем собственное эмоциональное состояние. В сонате Франка я рассказываю свою жизнь.
Александр Гиндин: - Вы знаете, Сезар Франк женился во второй раз, когда ему было 80 лет! Горячий был товарищ. Он был органистом, много сочинял для органа. Отголоски органной музыки есть в сочинениях для фортепиано – большие аккорды, например. Это композитор эпохи позднего романтизма, современник Листа и Вагнера.
Кому посвящено трио Чайковского?
Гиндин: – Рубинштейну. Все великие русские трио написаны в память о ком-то. У Рахманинова есть трио памяти Чайковского, у Шостаковича – памяти Соллертинского. Все они ужасно грустные и трагические. Найти русское веселое трио невозможно.
Борис Андрианов: - Лет восемь играю на уникальной виолончели, она стоит несколько миллионов, беру в аренду у государства. Изготовил инструмент мастер Доменико Монтаньяна в первой половине 18 века. Но мне нужно продлевать лицензию, поэтому к вам приехал с инструментом, на котором играл в детстве. Он объективно проигрывает по качеству звучания, но я старался выжать из него максимум.
Вы сегодня играли по нотам.
Б.А.: - Могу и наизусть! Камерную музыку традиционно играют по нотам, в них можно и не смотреть, но они должны стоять на пульте.
Александр Гиндин: - Когда скрипач играет наизусть, он замыкается в себе и не замечает пианиста. Наличие нот на пульте позволяет чувствовать себя свободнее.
Самое волнительное выступление в вашей жизни?
Илья Норштейн: - Иногда выступления в больших залах, перед которыми, казалось бы, нужно трепетать, проходят легко и спокойно. Наоборот, во время концерта, скажем, в школе, чувствуешь особую ответственность перед детьми и педагогами. Самое большое волнение бывает, когда играешь там, где ты учился.
Гиндин: – О, это ужасно!
Что пожелаете железногорским зрителям в наступающем году, который объявлен годом культуры?
Гиндин: – Желаем, чтобы ваши власти помогли вам, скажем, купить новый рояль в музыкальную школу. Побольше хороших концертов, хороших артистов. И здоровья, конечно!
Татьяна СЛУЦКАЯ
фото: sibghk.ru