Воскресенье, 22 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

СМИ ответят за рекламу БАДов, а каракули врачей на рецептах расшифрует Росздравнадзор

22 января 2013 / Медицина / 0
Обезопасить россиян от сомнительных «целебных» бальзамов, эликсиров и пилюль предлагает Федеральная антимонопольная служба. Для этого биологически активные добавки и лекарства должны регистрироваться в одном ведомстве.

Такое предложение ФАС уже направила министерству здравоохранения. Отметим, сейчас лекарства регистрирует минздрав, а биологически активные добавки - Роспотребнадзор. «Мы в ближайшее время, скорее всего, будем предлагать, чтобы и БАДы, и лекарственные препараты в начале процесса регистрировались по одной процедуре, а дальше они могут расходиться», - сообщил журналистам замглавы ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, эту идею антимонопольное ведомство уже представило минздраву в рамках отзыва на Концепцию лекарственного обеспечения.

При оформлении документов спрос с биологически активных добавок куда меньше, чем с настоящих лекарств. Чем порой и пользуются нерадивые фармацевты. Двойные стандарты вдохновляют фармацевтические компании на разные уловки: например, на создание так называемых «зонтичных брендов». Подобная схема отработана на алкоголе: некогда производители, со всех сторон обложенные запретами на рекламу, пиарили воду или конфеты под тем же названием, что и горячительный напиток.

А теперь и на рынке БАДов и лекарств появилось 15-17 препаратов, похожих до степени смешения понятий и вводящих в заблуждение покупателей, отмечает Кашеваров. «Есть лекарство «глицин» и добавка «глицин форте», в обоих действующее вещество - определенная аминокислота. Так что же на самом деле глицин - БАД или лекарство?» - риторически вопрошает Кашеваров.

Но есть смешения и посерьезнее. Например, лекарство для похудения «Редуксин» и биологически активная добавка «Редуксин лайт». По словам чиновника, в конце 2012 года ФАС совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провела социологический опрос по восприятию обоих препаратов. Его итоги неутешительны: обычные люди зачастую не отличают одного от другого. «Цифра – пограничная», - сетует замглавы ФАС. Пока ведомство считает, что и лекарство, и биологически активная добавка может существовать с одинаковым названием, но их упаковки не должны повторять друг друга.

По данным ВЦИОМ, БАДы принимает каждый четвертый житель России. При этом реклама добавок, медицинских услуг и лекарств в 2012 году взяла серебро по количеству нарушений законодательства о рекламе. Стоит отметить, что больше них перед антимонопольным ведомством нагрешила только реклама различных финансовых услуг.

Теперь в борьбу за честные БАДы включатся и средства массовой информации: Кашеваров сообщил, что Федеральная антимонопольная служба внесла на рассмотрение правительства законопроект, в котором предлагается возложить ответственность за нарушение рекламы биологически активных добавок не только на рекламодателей, но и на тех, кто распространяет подобную информацию.

По мнению ведомства, в этом случае СМИ будут грамотнее подходить к содержанию размещаемых роликов и текстов. А вот следить за тем, чтобы врачи выписывали пациентам международное непатентованное название лекарства, а не его торговое наименование, антимонопольщики не будут. Напомним, с этой инициативой недавно выступила глава минздрава Вероника Скворцова.

Разбираться в каракулях на рецептах будет Росздравнадзор. «Они должны иметь те же полномочия, что и мы: решение пока не принято, но законопроект написан», - отметил замглавы ФАС.

Источник: «Российская газета»
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения