По данным опроса «Народного фронта», граждане РФ, прошедшие диспансеризацию в 2014 году, не очень довольны ее качеством. Половина пациентов не получила никаких рекомендаций, а некоторые обнаружили, что результаты осмотра записаны в их документах еще до его начала. В опросе приняли участие 3,5 тысяч человек из 82 регионов, пишет «Коммерсант». Как с диспансеризацией обстоят дела в Железногорске?
Напомним, что программа диспансеризации запущена в России с 2013 года. Ее основная цель - раннее выявление хронических неинфекционных болезней и факторов риска развития заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения. Речь идет о сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, сахарном диабете, глаукоме, туберкулезе. Итоги пилотного проекта, проведенного в нескольких регионах страны, в том числе в Красноярском крае, позволили перейти ко всеобщей диспансеризации в 2014 году: ею охвачена почти половина населения страны - более 75 млн человек.
Однако одного прохождения медицинского обследование мало. Смысл диспансеризации заключается в том, что по ее итогам пациентам с выявленными заболеваниями проводят дальнейшее специализированное лечение. Но поскольку госрасходы на оказание медуслуг постоянно сокращаются, существуют серьезные проблемы с оказанием бесплатной медицинской помощи. План диспансеризации, спущенный Минздравом, выполнить нереально, считают медики. Доля приписок может достигать 20%, пишет «Коммерсант».
Диспансеризация проводится бесплатно и добровольно. Но благая цель использовать программу как инструмент для укрепления здоровья нации натыкается на пока непреодолимую преграду - кадровый голод, считает Лилия Стрелкова, заведующая поликлиникой №2 КБ-51. И не только среди первичного звена - терапевтов, которых всегда не хватало. Сегодня из медицины бегут и узкие специалисты.
- С 2014 года финансирование программы полностью осуществляется за счет средств фонда ОМС, - рассказала Стрелкова. - Он же выставляет нам и планы - обследовать 17 тысяч человек в год. Это вполне реальные цифры, исходя из численности населения города. Но кто эту диспансеризацию будет проводить? В поликлинике остался всего один хирург, один эндокринолог и один кардиолог. Для того чтобы закрыть проблему кардиологии, городу необходимо еще как минимум два специалиста этого направления. Но в Железногорск их не заманишь, потому что много лет не решается жилищный вопрос для врачей. Никаких программ помощи молодым специалистам, в том числе ипотеки на льготных условиях, у нас нет. Нет и ведомственного жилья. Выпускники медицинских вузов приезжают в наш город, устраиваются работать, а потом, не увидев перспективы, его покидают. От нас недавно уехал уролог. Не решив жилищную проблему, уволился и офтальмолог, а два оставшихся специалиста давно грозятся уйти на пенсию. Похоже, в ближайшем будущем горожанам с офтальмологическими проблемами придется лечиться в Красноярске, - делает неутешительный прогноз Стрелкова. Впрочем, о схожих проблемах говорят медики из других регионов России.
У Минздрава другой взгляд на этот вопрос. «Нормативы по диспансеризации не выполнены только в Тамбовской, Липецкой областях и Еврейской автономной области», - следует из годового доклада Минздрава. Железногорск вместе с Красноярским краем, получается, в число отстающих не входят? Не только ли потому, что на посту бессменно трудятся врачи, которые давно перешагнули пенсионный возраст? А что будет, когда они уйдут на заслуженный отдых? Поедем на медосмотр в Красноярск?
Марина СИНЮТИНА