Как в ближайшее время изменится рынок труда, знают ли будущие выпускники, кем хотят стать, нужно ли им помогать самоопределиться, и если нужно, то каким образом? Эти и другие вопросы обсудили представители администрации города, Центра занятости населения, педагоги школ и представители общественности в городской библиотеке имени Романа Солнцева.
Круглый стол «Профориентационное волонтерство - кому это нужно?» стал заключительным мероприятием проекта «Профориентация для девочек», победившего в конкурсе «ГХК ТОП-20» и реализованного под эгидой WinRussia. Об его итогах собравшимся рассказала один из организаторов - заведующая Солнцевкой Ирина Евдокимова. Проект стартовал в мае, тогда для более чем 200 десятиклассниц городских школ провели презентацию профессий, а летом подобная акция прошла на базе лагеря «Горный», где участниками стали и мальчики, и девочки разного возраста. Особенность этого проекта в том, что школьники смогли из уст сотрудника архива, парикмахера-стилиста, библиотекаря, пекаря, военного, музыканта, блогера и других партнеров мероприятия услышать о их работе, и не просто услышать, а прикоснуться, погрузиться в профессию. Одним из интереснейших моментов первого мероприятия стал социологический опрос, в котором приняли участие девушки от 15 до 17 лет.
- Для себя мы сделали несколько открытий. Раньше мы считали, что в 10 классе уже многие определились с выбором профессии, а вот в средних классах еще об этом мало задумываются, - говорит Ирина Юрьевна. - Оказалось с точностью до наоборот. Окончательный выбор сферы деятельности сделали только 38% выпускниц. Большинство опрашиваемых старшеклассниц были уверены, что знакомы с рынком труда, однако их знания сильно расходятся с прогнозами экспертов. Как выяснилось, информацию о том, куда поступать, они черпают с сайтов вузов, ссузов, из справочников по профессиям и в меньшей степени - от профконсультантов, во время посещения предприятий, и от знакомых, работающих в профессии. То есть те, кто непосредственно знает профессию, владеет ею, мало влияют на выбор подростков. А ведь это один из самых достоверных источников. Получается, что наши дети нуждаются в помощи специалистов, экспертов. Результаты исследования мы передали в Центр занятости.
Озвученные результаты убедили всех участников круглого стола в том, что профориентационное волонтерство в нашем городе продолжать необходимо.
- Сегодня профориентационную работу проводят и в школах, и на предприятиях, и у нас в центре. Но у профориентаторов нет критериев оценки этой деятельности, - отметила Наталья Мармышева, ведущий инспектор отдела программ активной политики центра занятости. - Рынок профессий стремительно меняется, поэтому сегодня вопрос стоит уже не о выборе конкретной профессии, а о компетенциях, которыми должен обладать старшеклассник. Именно поэтому, я считаю, волонтерский проект по погружению ребенка в профессиональную реальность - идея интересная и нужная.
Еще одним важным вопросом, на который попытались ответить участники встречи, - о способах и формах донесения информации до школьников. Руководитель центра рукоделия «Связующая нить» Татьяна Борисенкова считает, и с ней согласилось большинство экспертов, что между современной молодежью и теми, кто учит, большая пропасть, большинство детей живут в гаджетах и охотнее верят тому, о чем повествуют они:
- И это происходит потому, что дети, как правило, не имеют возможностей окунуться в новую деятельность, нам надо выводить их из зоны комфорта, но при этом заинтересовывать.
- А чтобы заинтересовать, нужно подавать всю информацию с эмоцией, - подхватила тему парикмахер-стилист Валерия Шуцько. - Только тот, кто любит свою профессию, может рассказать о ней со вкусом.
Итоги встречи подвел заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам Евгений Карташов, который озвучил, что в современном образовании действительно есть проблемы с самоопределением - в федеральных государственных стандартах по этому поводу всего два абзаца, и то они касаются детей с ограниченными возможностями.
- Я наблюдал развитие этой темы в Москве. Там не учат детей быть кем-то, а создают условия для рефлексивного мышления. Какие результаты это принесет, не знаю, но уверен, что этим надо заниматься. Но не детям, а их родителям. Сегодня говорили, что подростки нас не слышат. Это мы перестали воспринимать их обратную реакцию. Проблемы у детей возникают тогда, когда у них нет рядом эталона поведения. Ребенок должен иметь успешный опыт кого-то из значимых взрослых, и помогать ребенку в самоопределении надо еще в раннем детстве, и тогда выбор обязательно случится. Неважно, какую профессию он выберет, - главное, что он будет видеть, как горит своей профессией значимый взрослый, будет искать такое дело, от которого и у него будут так же светиться глаза. И если такого эталона нет среди родственников, наша задача - показать таких людей.