«Если хочешь сделать чудо, сделай его своими руками» - сказал писатель Александр Грин, а выпускники биохимического класса гимназии 91 им. М.В.Ломоносова решили последовать этому призыву и организовать конкурс видеороликов «Химия. Входи в науку смело!» Этот проект стал победителем грантового конкурса «ГХК ТОП-20».
Конкурс рассчитан на учеников школ-участниц сети атомклассов «Школы Росатома». Над положением инициативная группа работала неделю: ребята хотели привлечь к химии как можно больше школьников, помочь им развить свои исследовательские и творческие способности, усовершенствовать навыки работы с программным обеспечением. В результате мозгового штурма родились две номинации. Первая - «Удивительное рядом»: участникам предлагалось провести опыты с растворами веществ по определению их состава и при помощи видеоролика показать свои необычные эксперименты. Вторая - «Красиво о сложном»: творческий конкурс, подразумевающий написание стихотворений, рассказов, песен о современном школьном оборудовании - интерактивных таблицах Менделеева и растворимости кислот, солей и оснований в воде. Продолжительность ролика - не более пяти минут. Работы были как индивидуальные, так и групповые, оценивались в четырех возрастных группах: начальная школа, 5-7 классы, 8-9-е и выпускники.
- Мы хотели популяризовать химию среди школьников, потому что немногие ею увлекаются. В отрасли Росатома в основном проводились конкурсы, направленные на физику и математику, этот первый по химии, - говорит Мария Крутая, одна из авторов идеи.
Для конкурса специально создали группу в соцсетях, где подробно рассказали об условиях. Сюда же выкладывали ролики участников, отвечали на вопросы. Критерии оценки были строгими: работа должна не только соответствовать заявленной теме, но и отличаться оригинальностью, участники обязаны соблюдать технику безопасности при проведении опытов, а видео - соответствовать критериям качества.
- Конкурсантов младшей категории мы не оценивали по способности объяснять, как происходит химическая реакция, но если вдруг они это делали, давали дополнительный бонус, - рассказывает Дмитрий Миронов. - Их опыты были на бытовом уровне. Например, один мальчик очищал серебряный крестик с помощью соды, соли и кипятка.
Всего в мероприятии приняли участие около двухсот школьников, которые прислали свыше 60 заявок из 20 регионов России, от Чукотки до Москвы.
- Мы не ожидали, что наша затея получит такой размах. Сроки проведения короткие - всего неделя, и подвести итоги планировали за один день, - вспоминает Мария Кармакова. - Но оказалось, что просмотреть все работы за вечер мы не в силах. Нам прислали столько интересных работ, что мы долго не могли выбрать лучшие. Нам всем однозначно понравилась сказка про медь от девятиклассников из Твери, они оригинально все обыграли и показали опыты, которые мы еще не видели.
Параллельно за видео голосовали и в соцсетях. За победу в онлайн-голосовании начислялись дополнительные баллы. В итоге победители были определены.
- Они получили грамоты, но не только, - добавила Кристина Шевцова. - Имена победителей попадали в базу «Росатома», и при активном участии в других мероприятиях предприятия у ребят появится возможность получить путевку во всероссийские лагеря «Орленок», «Артек» и «Океан» или привилегии при поступлении в специализированные вузы.
[комментарий]
Анна ТУМ
учитель химии МБОУ Гимназия №91 им. М.В.Ломоносова
Ребята из 11в все организовали сами, мы только их направляли. В результате они научились организовывать и проводить подобные мероприятия, завели контакты со школьниками в других городах страны, актуализировали свои знания, что поможет им при сдаче ЕГЭ. Благодаря видеоформату смогли заинтересовать химией большое количество школьников по всей России. Причем ролики, выложенные в интернете, до сих пор продолжают набирать просмотры. Для нас, учителей, это тоже большое подспорье: видео с опытами мы теперь демонстрируем на уроках химии.