Сегодня в школы приходят очень разные дети - с различными способностями, талантами и социальными возможностями. Почему учебным заведениям удобно растить посредственности? Почему в числе непослушных чаще всего оказываются яркие личности? И действительно ли именно школа губит здоровье ребенка, как это принято считать?
В лицее «Гармония» состоялся семинар на тему «Учить не всех, а каждого». Сегодня это общероссийский тренд, который многие современные российские школы берут на вооружение.
- Заходит учитель в класс, начинает урок. В течение 45 минут он старается раскрыть, закрепить тему. Учитель работает для всех! Он-то выдает урок, но большой вопрос: все ли дети «взяли» этот урок? – обратилась к участникам совещания Елена Дубровская, директор «Гармонии». - Все ли смогли понять, все ли услышали, всем ли доступно? Учителю должно быть важно не просто преподнести материал урока для всех, а чтобы каждый ребенок поднялся на очередную ступеньку в своем образовании. Отсюда и тема семинара: «Учить не всех, а каждого».
Все дети разные, всех надо учить. Но каждого - по-своему. Таково требование Федерального стандарта. Ученик, умеющий механически хорошо усваивать готовые знания, запоминать информацию - это вчерашний успешный ученик. Задача номер один - научить детей правильно работать с информацией и применять знания в жизни.
Стремление «учить» захватило и наши детсады. Тетрадки заводят, проектами достали родителей. Первоклашки, отмечают учителя, приходят недоигравшими, особенно мальчики. Неординарность ребенка, за которой, как правило, кроется особый талант, становится одним из главных факторов, побуждающих взрослых к ужесточению своих требований к нему, к еще большей настойчивости в стремлении подчинить себе. И вот уже ребята негласно разделены: в числе непослушных, неуспевающих оказываются яркие и инициативные от природы, самостоятельные. В итоге культивируется посредственность как желаемая норма для всех.
Наиболее эффективным видом общения для дошкольников является разновозрастная коммуникация. Именно здесь в естественной форме передаются культурные нормы, традиционные виды детской деятельности. Однако в жизни современного ребенка это общение практически отсутствует. Однодетные семьи, одновозрастные группы и классы, отсутствуют дворы. Так и рождается социальная некомпетентность. Ребята не умеют решать простейшие конфликты, 30 процентов детей демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормой уж с 1 класса. Вот и приходится создавать потом в школе примирительные комиссии.
Как лицей 103 пытается решить эту проблему? Широкой сетью дополнительного образования. Педагоги стараются поощрять разновозрастной состав кружков и студий. В студии бальных танцев, фольклорном кружке, театре, видеостудии, редакции, спортивных секциях одновременно могут заниматься ученики 5-10 классов, кроме того, клубные формы работы предполагают взаимодействие на равных со значимыми взрослыми. Лицей «Гармония» и дальше будет стремиться максимально раскрыть и развить задатки каждого школьника и поможет детям мощно стартовать в жизни, резюмировали организаторы семинара.