Реализацию региональной программы капремонтов обсуждали на очередном заседании Общественного совета по ЖКХ при главе ЗАТО. После негативного опыта первого года муниципалитет попытался повлиять на ситуацию в Железногорске. Что в итоге получилось?
Как сообщил общественникам вице-мэр Юрий Латушкин, работы по ремонтам, включенные в краткосрочный план 2015 года, практически закончены. По 2016-му ситуация выглядит печальнее. В плане значатся 32 многоквартирных дома, но на сегодняшний день работы выполнены всего по 12 адресам, где предполагалось заменить электрические сети. В 10 случаях готова только проектно-сметная документация по замене лифтов, кровли, систем горячего водоснабжения и отопления. К работам приступили в 8 домах. Пока все сроки сдачи объектов перенесены на июнь-июль 2017-го.
Как и в прошлые годы, к фирмам, проводящим замену электросетей, претензий нет, утверждает Латушкин. Гораздо хуже обстоят дела со строительными компаниями. Порядок отбора подрядных организаций, которые допускаются к выполнению капремонтов, определен постановлением краевого правительства. Уже прошло два конкурса, но ни одна из железногорских компаний, подавших заявки, до капремонтов опять не допущена. Создается ощущение, что местных специалистов любыми способами стараются отстранить от работ, ведь с конкурса их снимают по совершенно смехотворным основаниям, рассказал вице-мэр.
Но это еще не все. С 2017 года вся ответственность за капремонты в отдаленных городских округах и ЗАТО полностью ложится на муниципалитеты. Им переданы функции технического заказчика. Для Железногорска схема такова: управляющая компания оказывает помощь в составлении дефектных ведомостей. На их основании УКС выполняет сметы. После этого он же проводит конкурсные процедуры из числа компаний, включенных в реестр подрядных организаций, определяет победителя и допускает его к работе. Курирует ремонты от начала до конца все тот же УКС и документы подписывает.
С одной стороны, именно этого и добивались железногорские власти, когда стало понятно, что региональный оператор не может контролировать ремонты по всему краю. Однако, когда Железногорск получил проект соглашения по выполнению муниципальными структурами функции технического заказчика, выяснилось: все средства, которые собирает население, остаются в краевом фонде капремонтов. То есть вы хотели сами работать - работайте. И несите ответственность и затраты. А денежками фонда распоряжаться вам никто не позволит.
Кроме денег, краевой фонд оставил за собой выполнение проектов, к которым масса претензий.
- Наши здравые предложения региональный оператор учитывать не собирается, - в сердцах заметил Юрий Латушкин. - Зачем, к примеру, менять при ремонте крыши всю стропильную систему? Она простоит еще лет пятьдесят, поскольку выполнена из качественного леса. Но по нормам технологического проектирования требуется замена всего. В итоге великолепное дерево - к чертовой матери, именно так и произошло на Свердлова, 18. Квартиры затоплены, а новые стропила из сырой древесины. С самого начала было ясно, что закон о капремонтах кривой - нигде по стране ничего толком не идет. Мутно все это!
- Так, может, нам просто отказываться от капитальных ремонтов, если настолько все бесперспективно? - прозвучал робкий вопрос со стороны общественников.
Но дома все равно чинить надо, иначе они совсем развалятся. Кроме того, при отказе жильцов от ремонта обязанности пополнять региональный фонд с них никто не снимает.
В 2017 году в Железногорске планируется отремонтировать 90 домов. Как это все будет происходить на деле, уже понятно. В городе, где в прошлом многие десятилетия жильцам на время работ в доме выделялись квартиры переселенческого фонда, а здание капиталили полностью - от кровли до инженерных сетей и фундамента, нынешний подход к капремонтам выглядит как насмешка и издевательство над людьми.
Но пока федеральный закон о капремонтах действует, муниципалитет не в силах что-то изменить, констатировал Юрий Латушкин.