В Госдуме рассматривается проект о внесении изменений в КоАП РФ. Он будет дополнен статьей 8.23 «За проезд или стоянку механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям». Предположительно, штраф за парковку на газонах составит от 1,5 до 5 тысяч рублей, а оформлять протоколы станут участковые и должностные лица органов местного самоуправления. На первый взгляд, ничего нового - все эти меры к нерадивым автомобилистам раньше уже применялись. Но без особого успеха. Так зачем же к ним вновь возвращаться?
Парковки на газонах - проблема, волнующая горожан уже много лет. Эмоционально настроенные железногорцы пытаются самостоятельно бороться с этой бедой: машины царапают, обливают краской, прокалывают колеса. И конечно, обвиняют в бездействии полицию и власти. Скажем сразу - эти претензии безосновательны, поскольку рычагов воздействия на автовладельцев нет ни у администрации, ни у правоохранительных органов.
Безусловно, попытки справиться с ситуацией в свое время предпринимались. К примеру, замглавы городской администрации Андрей Шевченко в июне 2013 года в интервью «ГиГ», отвечая на вопрос о внедрении в Железногорске открытого правительства, сообщил, что первой темой нового общественного органа «станут неправильные парковки - на газонах, под знаками, на детских площадках. Люди отправят сообщения вместе с фотоснимками, модератор, проверив комментарии на корректность, разместит их на сайте. А дальше все по регламенту, который мы как раз сейчас и согласовываем. Если это прерогатива ГИБДД - требуется их реакция, если нарушение где-то во дворах - значит, нужна реакция участковых инспекторов, административной комиссии».
Однако буквально через пару недель, в июле того же 2013-го, начальник ОГИБДД Андрей Толстиков заявил газете: «Борьба с парковкой на газонах действительно нами проиграна, причем по объективным причинам. Автомобили ставить некуда, город просто не рассчитан на такое количество транспорта. Этот вопрос нужно решать комплексно, а не только силами полиции».
Ну а что ГАИ могла на самом деле? Обеспечение сохранности газонов ложилось не на дорожных инспекторов, а на участковых. Они должны были зафиксировать нарушение, составить протокол по статье 5.3 закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» («Самовольное оставление транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями»). Документ полицейские оправляли в административную комиссию ЗАТО, которая на первый раз выносила нарушителю предупреждение. Но если данная мера воздействия не оказывала должного влияния на гражданскую сознательность, то выписывался штраф - от ста до пятисот рублей. Говорят, что худо-бедно эта схема действовала.
Но в октябре того же 2013-го вступили в силу изменения в краевой закон «Об административных правонарушениях». В числе прочих из него изъяли статью 5.3 как противоречащую федеральному законодательству. Соответственно, у полиции отобрали полномочия составлять протокол об административном правонарушении за парковку в неположенном месте. Отныне к нерадивым автолюбителям можно было лишь применять меры профилактического характера. Понятно, что административная комиссия ЗАТО тоже перестала заниматься данной проблемой.
Впрочем, во многих регионах за порчу газонов автомобилями владельцев продолжали штрафовать вплоть до июня 2016 года. Окончательную точку в противостоянии поставил Верховный суд РФ, запретив региональным властям накладывать на автовладельцев штрафы. Верховный суд напомнил, что движение и стоянка автотранспорта регламентируются ПДД и, соответственно, находятся в ведении российского законодательства. Парковка на зеленых зонах действительно запрещена, но административной ответственности за этот поступок в КоАП не предусмотрено. Очередная законодательная дыра, где российские законы не бьются с региональными? Именно так. И она останется, пока соответствующие изменения не внесут в федеральное законодательство.
С февраля 2017 года нужные поправки в КоАП рассматриваются Госдумой. А чтобы не создавать новой правовой коллизии, на обсуждение вынесены еще и термины «газон» и «зеленые насаждения» - они должны наконец обрести юридический статус, поскольку точного определения, что это такое, до сих пор нет. Скорее всего, новую статью Кодекса об административных правонарушениях примут в ближайшее время. Но решит ли это проблему, ведь только лишь запретительные меры никогда не действуют? Не нужно далеко ходить за примерами: с неправильно припаркованными автомобилями на дорогах разобраться до сих пор не могут, хотя необходимые законы уже давно написаны.