Таким образом город протестирует новую систему сбора доходов за услуги пассажирских перевозок, предложенную компанией «Инфоком».
Проект «Открытый транспортный процессинг» презентовал директор ООО «Инфоком» Дмитрий Вилков на совещании у главы ЗАТО Вадима Медведева. В обсуждении приняли участие представители УГХ Людмила Антоненко и Юрий Масалов, директор ПАТП Сергей Плотников, депутат Дмитрий Матроницкий и заместитель генерального директора железногорского кластера Евгений Гетц.
Что предлагается? Как рассказал Вилков, сегодня его фирма может внедрить в Железногорске универсальную систему оплаты за проезд в пассажирском транспорте. Причем неважно, каком именно - городском, пригородном или междугороднем. Рассчитаться за проезд можно будет по старинке - наличными, а также банковской, транспортной или социальной картой, через мобильное приложение для смартфона, а в будущем и с помощью технологии Apple Pay и Android Pay, когда для оплаты достаточно приложить к терминалу телефон.
- Мы работаем с любым оборудованием: терминалами самообслуживания, переносными терминалами для кондукторов, турникетными комплексами, стационарными кассами и многим другим, - перечислил Вилков. - Предусмотрены и разные типы билетов - разовые, абонементы. Причем последние можно выбирать не просто на неделю, месяц, год, но и на конкретные даты. Скажем, на несколько чисел месяца - и только в эти дни пассажир сможет проехать по такому абонементу.
Система способна учитывать разные тарифы: фиксированные, покилометровые и смешанные, а также работать со всеми типами льготников - федеральными и краевыми. По словам Вилкова, у «Инфокома» большой опыт реализации подобных проектов. Например, в Новосибирске его терминалы по продаже железнодорожных билетов предусматривают 156 тысяч тарифов.
- Как все это будет работать в Железногорске? - поинтересовался глава. - Объясните понятным для простых людей языком.
- Мы предлагаем вот такой терминал для кондукторов вместо «пластиковых молотков», с которыми они работают сейчас. - Дмитрий Вилков показывает черный гаджет с сенсорным экраном размером с большой смартфон. - Этот аппарат работает с банковскими картами, социальными проездными, а также считывает штрих-коды с экранов смартфонов, если билет приобретается через приложение. В каждом случае терминал печатает билеты. Если оплата производится наличными кондуктору, для распечатки нужно нажать кнопку.
В чем эффект и польза от такого нововведения? А главное - какие бонусы это принесет перевозчику? Ведь затраты на внедрение и обслуживание такой системы выйдут немаленькими - до 70 тысяч рублей на один автобус.
Плюсы для пассажиров очевидны: удобство и возможность рассчитаться за проезд любыми доступными способами. Но и ПАТП, уверяет директор «Инфокома», почувствует выгоду от инновации. Система работает с учетом данных GPS/ГЛОНАСС и посекундно учитывает все операции. Другими словами, перевозчик сможет посмотреть в системе информацию по каждому конкретному маршруту и даже автобусу - сколько пассажиров в какое время, в какой части города воспользовалось его услугами. Реально даже посчитать, кто именно ездит в автобусах - пенсионеры, студенты, работники предприятий и т.д. На основе этих данных перевозчик сможет принимать взвешенные экономические решения.
Например, если окажется, что пассажиров в определенные часы слишком мало, то имеет смысл разредить сетку графика.
Проект «Инфокома» хотя и вызвал массу технических вопросов у присутствующих, встретил поддержку главы. Медведев пообещал обсудить вопрос в министерстве транспорта Красноярского края, а пока предложил обкатать идею на каком-то одном конкретном автобусе в течение недели (каком именно, сообщат позже). И только после анализа полученных результатов решить, имеет ли подобное нововведение смысл и приживется ли оно в Железногорске.