Минобразования и науки РФ создало рабочую группу для разработки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В сентябре вступит в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование станет частью общей образовательной системы. Планируется, что новый ФГОС передадут на утверждение в ведомство уже осенью нынешнего года.
Об этом сегодня пишут «Известия», ссылаясь на слова главы рабочей группы, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Эксперт рассказал, что в новом стандарте будет сделан упор на социальное, моральное и творческое развитие ребенка.
- Речь идет об индивидуальном развитии каждого ребенка, а не о «кастрации» личных особенностей и личностного потенциала, — рассказал эксперт. — Социологи выяснили, чего ждут родители и преподаватели от детей различных возрастов. Именно на эти направления будет делаться упор.
ФИРО и Минобрнауки провели исследования ожиданий семьи, детсада и школы от дошкольного образования. По мнению родителей, ребенок в 3–4 года должен обладать коммуникативными навыками, целеустремленностью, личностной уверенностью и сознанием собственной значимости. А также опрятностью, уважением, вкусом к красивым вещам и умением отличать хорошее от плохого. В 4–5 лет родители ждут от детей развитой речи и интеллектуальных способностей, уважения к старшим, целеустремленности, лидерских качеств и организаторских способностей, самоуважения. В возрасте 5–7 лет от детей ждут уважения, умения общаться в коллективе, адекватности, твердости и упорства, а также самодостаточности. Кроме того, считают родители, детсад должен обеспечить ребенку здоровье, физическое развитие и умение обслуживать себя (завязывать шнурки, менять одежду и прочее).
Проект нового стандарта должны представить в Минобрнауки осенью. После общественного обсуждения министерство планирует утвердить итоговый документ.
- Нам поставлены жесткие сроки, — заявил Асмолов. — Если бы я сказал, что рисков в связи с этим нет, я бы соврал. Мы можем не успеть создать программы подготовки преподавателей. Возможно, мы можем не учесть всех факторов и вариантов дошкольного образования.