В социальных сетях опять подняли тему бывших общежитий, которыми управляет ГЖКУ. Условия, в которых живут там люди, нельзя назвать нормальными. При этом коммунальные счета, которые выставляются жильцам, намного выше, чем в обычных квартирах. Газета попыталась найти ответы на извечные российские вопросы: кто виноват и что делать?
Муниципальные общежития коридорного типа уже несколько лет имеют статус многоквартирных жилых домов, как бы это нелепо не выглядело. Общежития в прошлом являлись маневренным фондом города: прожив там некоторое время, люди получали квартиры. Все изменилось, когда строительство жилых домов надолго прекратилось. Люди «застряли» в этих комнатах на годы без перспективы улучшить свои жилищные условия, ведь приватизировать квадратные метры было невозможно. Однако с марта 2005 года, после вступления в силу нового Жилищного кодекса, несправедливость была устранена. И началась новая история.
С одной стороны, собственники этих комнат получили право отчуждения недвижимости, чем многие и воспользовались, а с другой - одновременно приобрели все обязанности по содержанию дома. И не важно, сколько комнат приватизировано - общежитие становилось МКД. Со всеми вытекающими последствиями. Они стали ощущаться вскоре после резкого повышения стоимости коммунальных услуг.
Сегодня ежемесячная плата за комнату в 17 квадратов в бывших общежитиях (где из удобств: туалет на этаже и душ в подвале) около 5 тысяч рублей. Комната в 22 квадратных метра обходится уже в 7-9 тысяч рублей. Такие расценки объясняются тем, что в подобных зданиях имеются большие площади мест общего пользования, к которым относятся, в том числе, кухни на этажах, санузлы, душевые, колясочные, коридоры. При ежегодной корректировке по теплу жильцы этих домов обязательно попадают в число тех, кому приходят коммунальные счета со значительными доначислениями. Например, двум бывшим общежитиям за использованное тепло с сентября по декабрь 2018 года доначислили более 100 рублей за квадратный метр. Эти цифры, естественно, касаются не только обогрева комнаты, но и всех мест общего пользования.
Много платят жители бывших общаг и за содержание дома - тарифы здесь тоже выше, чем в обычных МКД. Казалось бы, что за эти деньги управляющая компания должна сделать из этих зданий конфетку. Но в реальности все обстоит совсем иначе. В социальных сетях люди публикуют фотографии разбитых входных дверей, ободранных коридоров, аварийных стен - бывшие общежития разваливаются прямо на глазах.
Достаточно примера на Маяковского, 14 - дом дал трещину, аварийное состояние здания стало угрожать безопасности проживающих. Его обследовали и заключили, что жить в нем еще можно, но умывальные комнаты на всех этажах закрыли, поскольку на перекрытиях и стенах в этих помещениях имелись многочисленные повреждения. Откуда же они появились?
Стройнадзор выявил нарушения в содержании общего имущества. Как признает муниципальная УК, ее большой ошибкой было устанавливать в умывальных комнатах ванные. Хотели, говорят, сделать для людей лучше. Но жильцы постоянно сливали воду прямо на пол, который не имеет хорошей гидроизоляции. Не удивительно, что от избытка влаги стены и перекрытия в этих комнатах стали быстро разрушаться. Но поскольку обязанности по обеспечению исправного состояния строительных конструкций полностью лежит на управляющей компании, то прокуратура предписала ГЖКУ устранить нарушения жилищного законодательства. Как сообщил газете директор МП «ГЖКУ» Алексей Сергейкин, ремонт в аварийных помещениях будет выполнен за счет средств предприятия.
В плачевном состоянии находятся и другие бывшие общаги, которыми управляет ГЖКУ. Почему же там не проводятся ремонты? Этот вопрос мы задали Наталье Табачук, в прошлом начальнику СПЭО, в чьем ведении с 2006 года и находились все эти дома. Наталья Владимировна утверждает, что все общежития ремонтировались в 2009-2010 годах. Да, прошло уже 10 лет, но это небольшой срок, если бережно относиться к дому. Однако уже через полгода после ремонтов работники ГЖКУ увидели, что все их усилия были напрасным - кодовые замки в дверях вырваны с мясом, кафель на кухне ободран, новый санфаянс разбит.
- Нигде, кроме бывших общежитий, нет такого варварского отношения к общему имуществу дома, - подчеркивает Наталья Табачук.
Понятно, что сегодня часть жильцов общаг - это представители маргинальной части населения. Но ведь не все. В этих условиях вынуждены проживать десятилетиями нормальные люди, семьи с детьми. Они соседствуют с клопами и тараканами, которые, наверное, есть только в этих домах. Люди жалуются, что никакой дезинсекции не проводится, и что никому вообще нет дела до бывших общежитий.
Можно ли вообще что-то сделать? Оказывается, рассчитывать на какие-то серьезные ремонты обитателям этих МКД не приходится. По простой причине - средств нет, поскольку у всех этих домов огромные долги за коммунальные услуги. Люди просто не платят.
- Долги по коммуналке в «сталинке» могут составлять 200-300 тысяч рублей, - говорит Наталья Табачук. - А долги общежитий исчисляются миллионами. И ведь не платят не только за содержание дома, но и за тепло и электроэнергию. Не платят и всем пользуются.
Понятно, что нельзя поголовно обвинять всех жильцов, но получается, что большая часть из них живет за чужой счет годами. И выселить злостных должников невозможно, как и перекрыть им воду или вырубить свет.
Есть ли какой-то выход? Может быть, жильцам стоит поменять УК?
Такие прецеденты уже есть - Свердлова, 52 и Свердлова, 74 перешли к ООО «Востком», а Ленина, 12а выставлен на конкурс по определению управляющей компании. В сентябре заканчиваются договоры с ГЖКУ и еще у пяти бывших общежитий, возможно, их тоже возьмется обслуживать частник. И будет всем счастье. Но это не точно.
Уже сегодня жители Свердлова, 52 пишут в соцсетях, что у них по-прежнему разруха. В этом можно было и не сомневаться. Руководство ООО «Востком» успело наследить в нескольких населенных пунктах края, и везде управление МКД сводилось только к сбору денег. Конечно, большой куш с бывших железногорских общаг они не получат, но зато потом смогут заявлять, что уже продолжительное время находятся на городском рынке коммунальных услуг. Разруха - она, как известно, в головах.
Марина СИНЮТИНА