Безналичные платежи все настойчивее входят в нашу жизнь, вот и в школах стали вводить пластиковые карточки для оплаты питания детей. Наш город в этом вопросе отнюдь не пилотная площадка, отзывы об электронных кошельках школьников звучат из разных территорий - есть и положительные, и отрицательные. А как проходит процесс цифровизации в железногорских школах?
Что такое карта школьника? Сегодня существует несколько ресурсов, предоставляющих услуги электронного кошелька родителя. Пакет предложений у всех практически одинаковый. Вы приобретаете пластиковую карточку, к ней привязан расчетный счет, на котором хранятся деньги для оплаты питания ребенка и дополнительных услуг, предоставляемых в школе. Также перечень возможных опций включает проход в школу через турникет - с фиксацией времени, и оплату проезда в городском транспорте. Однако последние две функции в нашем городе пластиковые карты школьников пока не поддерживают. А вот на безналичные расчеты перешли уже несколько учебных заведений.
В чем главное удобство для школы - с образовательного учреждения снимается вся финансовая морока и ответственность. Никаких наличных денег учителю принимать, пересчитывать, хранить, передавать куда-то не нужно. И для родителей удобнее: не нужно к назначенному числу обналичивать и нести всю сумму за обеды на месяц (а это может быть и порядка 3-4 тысяч рублей), достаточно систематически пополнять карту. Комфортно, правильно? Наверное, да.
Почему сомнения? Прежде всего, новая система оплаты школьного питания требует от родителя дисциплинированности: есть деньги на счете - твой ребенок сыт, баланс отрицательный - обед не закажешь. В долг уже никто никого кормить не станет - времена изменились. И заложник ситуации - ребенок, да и учителю как сказать: «Маша, сегодня за твой обед не заплатили, в столовую не идешь»?
- Ребенка голодным, конечно, не оставим, но прецедентов, когда дети оставались без обеда, практически нет, - говорит Денис Зайцев, директор школы 97, где услугами электронных кошельков пользуются с января этого года. - Средства на карту можно закинуть посредством онлайн-ресурсов, терминалов самообслуживания, мобильного банка. Мы достаточно мягко и безболезненно вошли в этот процесс, конечно, благодаря родителям, потому что они поняли функционал и удобство сервиса.
Такая система, по словам Дениса Зайцева, позволяет учителю формировать заявку на питание непосредственно на своем рабочем месте, и если вдруг ребенок в школу не пришел по какой-то причине, до 9 утра ее можно скорректировать.
- Есть моменты, которые не совсем удобны, - делится опытом внедрения карты школьника Дмитрий Диких, учитель лицея 103, где к системе подключились в марте 2019-го. - Например, классному руководителю в электронном бланке ежедневно приходится проставлять галочки напротив каждого ребенка, и если бы эти данные запоминались каким-то образом, а в случае необходимости просто корректировались - процесс отнимал бы меньше времени у учителя утром. Но все обсуждается с разработчиками программы, все решается. И скажу наверняка: если поднять вопрос о возвращении к прежней системе оплаты - ни один из учителей не захочет.
Хорошо, школа теперь исключена из цепочки расчетов между родителями и поставщиком услуг, в данном случае детского питания. И это правильно: у образовательного учреждения все же функция обучать. Но в схеме появляется другой посредник - некая организация, обслуживающая электронные кошельки. И если школа эту функцию испокон веков выполняла безвозмездно, то со сторонними операторами не все так однозначно. Во-первых, способов пополнить баланс карты всегда несколько, однако большинство из них включают комиссию 1-3%. Плюс в любой момент может возникнуть такая статья списания, как «Комиссионное вознаграждение НКО за годовое обслуживание электронного кошелька», в размере, скажем, 240 рублей.
Ну что тут поделаешь? За комфорт приходится платить.