Дубровская сдала школу идеально - без замечаний. И представила нового директора - Дмитрия Диких. Он обещает держать традиции и не сдавать позиций лучшей школы.
ГиГ записал с Еленой Дубровской большое интервью, честное, эмоциональное, настоящее. С ней хочется говорить еще и еще... И у нас еще будут поводы - мы уверены. А сейчас небольшой отрывок из интервью легенды железногорского образования.
-- Образование – для знаний!
- Что успели, на ваш взгляд, потерять в системе образования за последние годы?
- Систему-то и потеряли… Сегодня ученые утверждают: у нас нет ни физиологического, ни психологического, ни социального портрета современного ребенка. Это потому, что до сих пор в стране не было проведено ни одного популяционного исследования. А ведь нам с вами ежедневно нужны эти знания, иначе непонятно, кто такой современный ребенок, как его учить, развивать, воспитывать. Можно ли находить разумные пути в этих потемках? Обучение в школе - государственная программа создания законопослушных граждан, объединенных общими ценностями, представлениями, культурным контекстом. По давней традиции школа должна давать ребенку «золотой канон» - сумму общих знаний, скрепляющих нацию. Он должен меняться, но не должен исчезнуть. Без этого школа переходит к массовому выпуску поедателей чипсов и заложников гаджетов.
Я проработала в образовании почти 50 лет. Раньше в школе была единая государственная программа, единые требования к объему знаний учащихся. Сейчас учитель сам себе пишет программу, а не методисты, которые должны это делать. Они сегодня в роли контролеров: что на обложке программы, какой интервал строк, прочие малозначительные нюансы. Главное, чтобы красиво было оформлено, гладко причесано. Я учитель литературы. Никого не волнует, сколько часов я запланировала на изучение творчества Чехова, сколько на Пушкина. Современной российской школе «приказано» меняться. Для этого вводятся новые федеральные стандарты, которые более гибки, позволяют школьнику выбирать предметы, программы. Расширяется семейное, дистанционное образование. Но все чаще звучит мысль - не ученых, а «великих» реформаторов типа Германа Грефа - что образование должно давать не знания, а компетенции, и учить детей уметь искать нужные знания, когда появляется в них острая необходимость. На мой взгляд, это трагическая ошибка. Представьте себе дежурного на пульте ГХК или атомной станции. Что-то случилось, нужно срочное решение, а знаний в голове нет, есть умение их найти. Или хирург, летчик, машинист… И таких «реформаторов» сегодня все больше и больше. Они без стеснения садятся за рычаги управления великой страной. К сожалению, в Управлении образования не так много людей, обремененных духовной работой. Почему, согласно заключению Счетной палаты РФ, ни одна детская федеральная программа по укреплению здоровья не достигла своей цели? Что нас ожидает, если мы и дальше будем жить в пассивном выжидании, надеясь, что все это «рассосется» без наших усилий и нашего вмешательства? Почему мы позволяем бездействовать и ни за что не отвечать? Конечно, многое зависит от школы. С этим не поспоришь. Методисты внушают: «К детям в школе должны быть единые требования». Да не должны! Дети разные. У каждого свои наследственность, характер, социальные условия. Учителя разные. Один берет требовательностью, второй добротой, третий увлеченностью, четвертый терпением… Но всех объединяет любовь. Школу, детей надо любить! Когда директор начинает бороться за новую, интересную, радостную жизнь для школы, не все готовы идти за ним. Это значит, что нужно отпустить людей, которые не готовы это принять. Расставание не всегда легкое, но зато школа не деградирует. Учитель постоянно находится под влиянием времени и ритма. Помочь учителю - государственная задача, которая откладывается на потом. А вы говорите о системе…
Полную версию читайте в ГиГ в четверг, 19 августа.