Полторы недели, с 16 до 26 апреля, курсанты Школы космонавтики будут погружаться в математику вместе с молодым учителем из Германии, 29-летним Константином Перчиком. Конечно, сама математика - что в России, что за рубежом - одна. А вот подходы к обучению все-таки отличаются.
Погружение ожидает четыре физмат класса Школы космонавтики – два девятых и два десятых. С каждым из них Константин проведет по два дня. Весь первый день будет посвящен проектам по разработке необычных и интересных упаковок для риса. Вмещать оригинальная пачка должна ровно килограмм продукта, и это обязательно нужно доказать математически. Так что детям придется заниматься вовсе не оригами!
- У меня есть много идей, чем занять ребят на второй день, - рассказал «ГиГ» Константин Перчик. – Мне было бы интересно сделать с детьми проект про кратчайшие пути. Речь идет о понимании принципов работы навигатора: как он считает расстояния и маршруты. Мы посмотрим, что это за алгоритм, что с ним еще можно сделать, как использовать.
Мосты с немецкими учебными заведениями директор ШК Светлана Сытникова навела еще в 2012 году. Тогда она ездила в Германию в составе делегации министерства образования и науки Красноярского края перенимать у зарубежных коллег опыт работы с одаренными детьми. Там и состоялось знакомство с молодым Константином Перчиком, преподавателем гимназии в Дюссельдорфе. Родился и вырос он на Украине, в Харькове, поэтому и сейчас свободно говорит по-русски. В августе 2013-го учителя пригласили поработать с 80 одаренными детьми Красноярского края во время летней профильной смены «Летняя академия». Первый опыт вышел удачным, и было принято решение позвать Константина уже в Железногорск.
Перчик прожил на Украине до 15 лет, а потом его родители переехали в немецкий город Вупперталь в северном Рейне – Вестфалии. Там же окончил школу, затем получил высшее образование.
- В украинской школе я немецкий не учил, только английский. Ну, или, как и все дети, делал вид, что учил, - вспоминает Константин. – В Германии сначала было тяжело, легче всего давалась математика, там хоть можно было догадаться, о чем идет речь. А вот учить немецкий язык и литературу вместе с настоящими немцами на их языке было очень тяжело.
В Германии в школах учатся 13 лет, а в гимназиях – 12, но более интенсивно. Отличается и подход к образованию. Все, что запомнил Константин из уроков литературы в харьковской школе – дискуссии не поощрялись, существовало только два мнения – либо учителя, либо неправильное. В новой школе все оказалось иначе, приветствовалось умение рассуждать и обосновывать свою собственную точку зрения, даже если она отличается от того, что пишут в учебниках. Есть разница и в подходах к преподаванию математики, хоть сама наука и универсальна. Школьная математика в Германии – прикладная, она постоянно подкрепляется примерами: зачем нужна та или иная формула, где она применяется и так далее.
- Новый материал всегда дается на конкретных примерах, - поясняет
Перчик. - То есть я не говорю: «Дети, вот парабола, просто запомните ее». Я им объясняю: «Когда мы бросаем камень, он летит и описывает собой параболу». Может, это не совсем так, но зато детям сразу все понятно, они лучше представляют, о чем речь, и запоминают материал. Рассказываю им, что так же строятся и мосты: полукруглые балки, на которые они опираются – это тоже параболы.
В старших классах немецкие ученики могут выбирать, какие предметы изучать. Правда, в разумных пределах. Предметов должно быть не меньше десяти, причем как минимум два технических, два иностранных языка и так далее. Нельзя выбрать только музыку, рисование и спорт и сказать: ура, я получил среднее образование.
Поступление в немецкий вуз, по сравнению с тем, что есть у нас в стране, – просто формальность. Любой выпускник школы с аттестатом может поступить бесплатно и без конкурса практически на любой факультет, а на самые популярные специальности студентов отбирают просто – сравнивают оценки в аттестатах.
Тут, если поступил – еще не факт, что получишь диплом, надо еще и доучиться. А учиться в немецком вузе можно хоть 20 лет – каждый сам выбирает, сколько предметов изучать в семестр. Диплом получает только тот, кто изучил все предметы и сдал все экзамены. Кстати, дается ровно три попытки: не сдал с третьего раза - отчислен.
В гимназии Дюссельдорфа Константин Перчик преподает математику и информатику. В Железногорске, кроме занятий с курсантами ШК, он проведет 26 апреля в ГМЦ семинар для преподавателей математики, где поделится опытом работы в Германии.
P.S.: Дети от нового преподавателя остались в восторге, в первый же день не хотели отпускать его со сцены. Обаятельный учитель с отличным чувством юмора и легким немецким акцентом сразу же завоевал признание учеников.
Интересный факт от Перчика:
В Германии учитель, сопровождающий детей в поездках, имеет право на сон. Казалось бы, смешное уточнение? Как бы не так. Если учитель не уследит за каким-нибудь ребенком, убежавшим посреди ночи, ему это ничем не грозит. Русскому же учителю в подобной ситуации придется отвечать по всей строгости.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА