В апреле «ГиГ» рассказал, как внушительная комиссия изучала многоэтажку по Ленинградскому, 22. Дому - без году неделя, а у него вовсю разрушается балконная обшивка. «Брак!» - сказали чиновники. «Разберемся!» - ответили строители. А жители как всегда предпочли промолчать. Прошло почти полгода…
Если внимательно разглядывать этот первый железногорский дом, возведенный по передовой монолитно-каркасной технологии, дырки в балконных обшивках заметишь обязательно. Вместо проектного бутерброда из стального листа снаружи и металлосайдинга внутри застройщик поставил на балконы экраны из стекломагниевого листа. А тот вскоре посыпался, не выдержав, видимо, нашего сибирского климата в его резко-континентальном исполнении.
Первыми тревогу забили отнюдь не жильцы-новоселы, а их управляющая компания в лице ГЖКУ. Заметив неладное, коммунальщики тут же собрали то, что летело с балконов, отнесли на анализ и убедились: ну да, СМЛ. Стекломагниевый лист, то есть стеклоткань, намазанная смесью хлорида магния, каустического магнезита, вспученного перлита и некоего органического наполнителя. Убедившись, что ни к металлу, ни к металлосайдингу этот коктейль никакого отношения не имеет, специалисты ГЖКУ еще раз заглянули в проект и отправили запрос авторам - во ВНИПИЭТ. Дескать, а где металл-то?
Параллельно предложили хозяевам квартир собраться и, как положено по Жилищному кодексу, коллективно решить - как жить дальше? Потому что балконная обшивка в 12-этажке продолжает разрушаться, кое-где весь этот вспученный перлит-хлорид-магнезит выкрошился вообще на ноль, и с балконов висит, развеваясь по ветру, голая стеклоткань. Но ни один из жильцов на призыв собраться 27 ноября прошлого года не откликнулся. А вот ответ из ВНИПИЭТа в ГЖКУ пришел. Да, строители к ним обращались, просили изменить проект как раз в этой части - металлическую обшивку на СМЛ. Но получили отказ, так что балконы должны быть обшиты металлом - как и положено по проекту.
По весне вокруг злополучного дома заходили комиссии. Представители УКСа, ГЖКУ и УГХ во главе с замом главы администрации по вопросам ЖКХ Юрием Латушкиным пристально разглядывали дырявые балконы, фотографировали их и попутно совали пальцы в щели облицовочной плитки, задавая строителям всякие каверзные вопросы. Спецстроевцы тогда попросили тайм-аут: дескать, чтобы разобраться в этой балконной истории, нужно поднять все документы - это как минимум. Помнится, тогда им время дали: пять дней.
И вот прошла весна, а за ней и лето. С дырявых балконов на Ленинградском, 22, слава богу, пока никто не свалился, но парочка заявлений от жильцов в управляющей компании все же за это время появилась. Директор ГЖКУ Александр Харкевич жалуется на планерках в администрации: Спецстрой не спешит устранять брак.
Спецстрой не спешит на вполне законных основаниях, о чем и сообщил Харкевичу врио начальника железногорских военных строителей Виктор Бойко. В своем письме от 26 июля (№ 46/4/2-3763) он для начала напомнил: упомянутый дом построен на основании муниципального контракта №255 от 08.08.2006, заключенного между УКСом и Спецстроем. Значит, права обращаться с претензиями в адрес подрядчика (Спецстроя) есть только у заказчика (УКСа), но никак не у ГЖКУ. Дальше автор письма сообщил, что 29.12.07 администрация ЗАТО Железногорск в лице руководителя МУ УКС подписала разрешение на ввод дома по Ленинградскому, 22 в эксплуатацию. Согласно ч.1 с.55 Градостроительного кодекса РФ это означает выполнение строительства в полном объеме и в соответствии с проектом. Что же касается возможного брака, то контрактом (ст.8) предусмотрено для дома пять лет гарантийного срока после ввода в эксплуатацию, а для отделочных работ (к которым относятся экраны балконов) гарантия два года. В случае с домом по Ленинградскому, 22 все гарантийные сроки вышли еще 29.12.2012. Письмо же главе администрации о том, что экраны ограждения лоджий разрушаются, было направлено гораздо позднее - 27.11.2013.
Выводы напрашиваются следующие. Так как вовремя никто не спохватился, со строителей все взятки теперь гладки. И что, жильцам-собственникам самим раскошеливаться на ремонт балконных ограждений?
- Это был бы самый наихудший вариант развития событий, - считает замглавы администрации по вопросам ЖКХ Юрий Латушкин. - Хотя в наше время я уже ничего не исключаю. Но мы - и администрация, и управляющая компания - намерены идти до конца и будем доказывать, что все сделано вопреки проекту. Никакие гарантийные сроки тут вообще роли не играют, пока не поставлена окончательная точка в расследовании всех обстоятельств произошедшего де-факто изменения проекта. Администрация города поставила своей окончательной целью добиться поднятия абсолютно всех документов. В краевой службе стройнадзора Спецстрой их не нашел. Теперь ищем в архивах городского управления градостроительства и в УКСе. Потому что якобы какой-то документ насчет замены все же кем-то подписан был, хотя сейчас все этот факт отрицают. И если такой документ найдется, это будет совсем другая история. Не найдем - тогда Спецстрой обещает заменить облицовку балконов за свой счет.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА