Какие сюрпризы на этот раз приготовило выпускникам и педагогам Министерство образования РФ, и как на них реагирует «самое лучшее в мире» железногорское образование?
Попытка не пытка
Выпускникам, получившим неудовлетворительную оценку за экзамен, теперь можно будет сдать его повторно. К такому решению Министерство образования РФ пришло после провальной кампании ЕГЭ- 2014, когда пришлось резко понижать проходные планки по обязательным тестам по русскому и математике. Ведомство в этом году, похоже, решило просто не рисковать.
Также выяснилось: и остальную школьную программу выпускники в массе своей освоили с существенными пробелами. Список самых распространенных ошибок на прошлогодних ЕГЭ опубликован на сайте Федерального университета педагогических измерений (ФИПИ).
В частности, анализ работ по обществознанию показал, что школьники плохо знают содержание Конституции, особенно вопросы, касающиеся правового статуса гражданина, основ государственного устройства страны, полномочий высших должностных лиц и органов власти, реализации принципа федерализма. Отвечая на вопрос по обществознанию, 11-классники не могут использовать информацию, полученную на других уроках, отмечают эксперты. Изучение работ по физике привело к выводу: школьники знают формулы, но не понимают суть физических явлений в повседневной жизни. У сдававших ЕГЭ по географии возникли проблемы при ответе на вопросы по размещению природных зон, а в экзамене по биологии сложности вызвали задания по генетике. На ЕГЭ по химии школьники зачастую не могли вспомнить свойства неорганических веществ, а также затруднялись с определением соединений. Совершенно не известна выпускникам и история первой половины ХХ века.
Утверждать, что причиной печальных результатов государственной аттестации школьников стал непрофессионализм педагогов, было бы несправедливо. Корень зла в сегодняшней системе среднего образования, при которой учеников натаскивают на решение тестов, а не учат думать и рассуждать, спорить и анализировать. Школьники лишь упражняются в умении правильно выбирать ответ из нескольких предложенных вариантов. Кроме того, вопросы ЕГЭ по гуманитарным и общественным дисциплинам часто составлены без учета общественного опыта детей. Выпускники могут, например, прекрасно знать теоретическую часть обществоведения, например, гражданское право, но вопрос о том, как это право реализуется в жизни, вызывает у них затруднение. На уроках такие примеры не рассматривают, поскольку педагогу за короткий промежуток времени необходимо дать огромный материал, затрагивающий философию, политологию, социологию, право. Получить же практические знания в семье ребенок тоже не может.
Президент поручил, а поставили перед фактом
Получается, что ЕГЭ как форма итоговой аттестации себя не оправдывает? Тем не менее, отказываться от нее по-прежнему не собираются. Чиновники от образования не однажды подчеркивали, что ЭГЭ - не застывшая догма, ее будут модернизировать, улучшать. Правда, никто не учитывает, как эти эксперименты могут отразиться на школе.
Что еще, кроме возможности второй попытки сдачи экзамена, предусмотрено в следующем году?
Выпускники, выбравшие английский язык в качестве ЕГЭ по желанию, могут заменить стандартный письменный экзамен на устный. Сдавать ЕГЭ теперь имеют право и 10-классники - по тем дисциплинам, где обучение уже завершено (например, по географии). Последнее нововведение, как оказалось, весьма кстати - в 11-м классе на этот экзамен уже не нужно будет тратить время.
Но самым тенденциозным изменением в предстоящих ЕГЭ стало введение так называемого допуска к итоговой аттестации в форме сочинения.
По правде говоря, бомбой это сообщение не стало. О предстоящем возврате школьного итогового сочинения стало известно еще в декабре прошлого года. Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить, начиная с 2014-2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения выпускников школ наряду с результатами ЕГЭ при зачислении в вузы. Наиболее ретивые чиновники от образования, ринувшиеся выполнять поручение главы государства, предлагали ввести сочинение во время выпускных экзаменов 2014 года. Причем школьник должен не только написать классическое сочинение с аргументацией из литературных источников, но еще и защитить его перед комиссией. Учителя русского языка и литературы схватились за головы. Им предлагалось обучить писать сочинение всего за несколько месяцев, тогда как в прошлом этот навык оттачивали на протяжении нескольких лет. Комиссионная защита работы вообще не выдерживала критики. Такая форма учебной деятельности была доступна только одаренным детям, возмущались педагоги.
К счастью, верх тогда взял разум - учителя доказали нереальность немедленного введения итогового сочинения, хотя и признавали его целесообразность. Предполагалось, что к этому виду итоговой аттестации будут готовить, начиная со старшего звена школы. Но в сентябре 2014 года всех поставили перед фактом - поручение президента будет выполнено, то есть сочинение придется писать нынешним 11-классникам. Оно будет считаться допуском к остальным экзаменам, поэтому состоится в декабре - через два с половиной месяца.
Тест-поколение
Это сообщение вызвало разноречивые суждения в обществе. Они отразились и в социальных сетях.
«Сочинение как допуск к сдаче основных экзаменов был бы для меня почти смертным приговором», - прокомментировал новость один из пользователей паблика «ГиГ» «Вконтакте». - Моими профилирующими предметами были химия и биология. Относительно неплохо знал физику, историю, географию и русский. Но сочинения не мог писать никогда, максимум, на что меня хватало, это пара тетрадных листов. Ну не писатель, а читатель я».
«Не бывает технического или гуманитарного склада ума. Он либо есть, либо его нет. А вот сочинение в качестве допуска - прекрасно. Умение четко и стройно выражать свои мысли - как раз значимый критерий», - возразил ему другой подписчик.
Но эти мнения принадлежат людям, уже давно закончившим школу. Что же по поводу нововведения думают педагоги?
- Вернуться к написанию сочинения в том виде, как это было в прошлом, практически невозможно, - говорит учитель русского языка из 102 лицея. - Сегодня выросло поколение детей, не имеющих понятия об основах его написания. Да и нужно ли оно? Ведь, по существу, в своих экзаменационных работах школьники транслировали не собственные мысли по поводу того или иного произведения, а лишь переработанные «правильные» тезисы литературных критиков. Читать больше они точно не станут, а просто будут на экзамене сдувать со шпаргалок, как это делали до них многие поколения выпускников. Да и нет у нынешних старшеклассников времени, чтобы сидеть с книжкой, как раньше, поскольку почти все они вынуждены заниматься дополнительно. Именно поэтому «Война и мир» Толстого осваивается современными школьниками в лучшем случае только в кратком пересказе.
- Если сочинение писать честно, со всеми требованиями, что были в прошлом, то никто из нынешних выпускников его не напишет, - уверена литераторша из 106 школы. - Последние годы мы выполняли государственный заказ - учили детей отвечать на вопросы тестов. Новый госзаказ совершенно не укладывается в привычную схему. Нужно полностью менять подход к экзаменам, либо нас опять вынудят закрыть глаза, мы опять будем друг друга обманывать.
Грамотность за скобками
Боятся ли сочинения сами школьники?
Кто-то из выпускников, конечно, переживает по поводу декабрьского испытания, рассказывают учителя, но большинство детей уже давно поняли, что так называемый допуск к ЕГЭ, по сути, очередная показуха.
- Незачетов по сочинению в этом году ожидаем минимальное количество, - уверена Елена Дубровская, директор лицея №103 «Гармония». - Во-первых, экзаменационную работу можно два раза переписать. Во-вторых, грамотность, по указанию Минобра, нынче решено оставить за скобками.
Какая неожиданность! Остается только изумляться лояльности чиновника, ведь в прошлом единственная не поставленная запятая в экзаменационном сочинении лишала выпускника медали, а за три ошибки ставили тройку. Кроме того, положительная оценка за сочинение являлась пропуском к высшему образованию. Резонно считалось, что в вузе может учиться только тот, кто умеет свободно излагать свои мысли на родном языке как устно, так и письменно. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов аргументирует свое решение об отмене проверки грамотности весьма странно. Он полагает, страх допустить ошибку помешает выпускникам выразить ценные мысли.
Спорные требования к нынешнему итоговому сочинению приведут к дальнейшему падению уровня русского языка, уверены критики нововведения. Намного резче по этому поводу высказываются педагоги.
- Первые годы при проведении ЕГЭ существовала схема «плюс один». Этот эксперимент развратил детей. Выпускники знали: в любом случае они не получат неудовлетворительную оценку. Нынешняя форма проверки сочинения в конечном итоге привет к такому же результату, - считает директор лицея «Гармония».
Получается, что так называемый допуск к ЕГЭ - это не что иное, как профанация? Крайними в этой ситуации остались учителя русского языка и литературы. В связи с нововведением нагрузка на них увеличивается, ведь помимо сочинения нужно подготовить выпускников к обязательному ЕГЭ по русскому языку, где требуется, в том числе, написать эссе на заданную тему. Кто-то из детей выберет экзамен по литературе, а к нему тоже нужно готовить.
Кто следующий?
Не исключено также, что выпускникам 2016 года предстоит писать сочинение по более ужесточенным правилам. «Предложенную модель мы будем отрабатывать год-два. Это не постоянная форма», - уточнила первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк.
- Мы давно уже ничему не удивляемся, морально готовы и к этому испытанию, ведь образование лихорадит уже на протяжении многих лет, - горько заметила директор 103-й Елена Дубровская.- Экзаменационное сочинение - это всего лишь одна проблема из многих, существующих сегодня в школе. Нас сейчас больше волнует подход к финансированию общеобразовательных заведений. Уже известно, с января 2015 года наш лицей получит на 3 миллиона рублей меньше. Точно такая же ситуация и в других учебных заведениях. Это значит, что все дополнительное образование, которым мы всегда гордились, идет под нож.
- Когда политика вмешивается в образование, ничего хорошего получиться не может, - считает Татьяна Белешникова, завуч лицея №102. - Как только наши спортсмены стали показывать плохие результаты на международных соревнованиях, во всем обвинили школу. Приказом министерства добавили в сетку уроков третий час физкультуры, причем никого даже не спросили, существует ли у учебных заведений техническая возможность его проводить. После изменения внешнеполитической ситуации в мире появился государственный заказ на единый школьный учебник истории, также решили вернуться к сдаче норм ГТО. А теперь сочинение. Какой школьный предмет станет следующим?
Возможно, мы присутствуем при возврате к системе советского образования, которая прекрасно зарекомендовала себя за многие десятилетия прошлого века и которую так методично уничтожали в последние годы. Однако учителя уверены: реанимировать сломанную школьную систему в новых условиях уже невозможно. Но самое печальное, что мнение педагогов спрашивать никто не будет, поскольку волюнтаристские методы в образовании уже давно стали явлением обычным и предсказуемым.
Марина СИНЮТИНА