В учебном заведении были сокращены 33 ставки освобожденных классных руководителей. Прошел сентябрь, отразилось ли на учениках, родителях и педагогах это обстоятельство?
Напомним, институт освобожденных классных руководителей возник в 91 школе 20 лет назад по инициативе ее прежнего директора Людмилы Митюкляевой. Можно много спорить относительно концепции, по которой развивалась гимназия, но несомненно одно: классные дамы выполняли ежедневную рутинную работу, освободив от нее учителей, которые теперь имели возможность заниматься с одаренными детьми, вести различные проекты, участвовать в конкурсах.
В начале 2014 года стало известно, что институт освобожденных классных руководителей ликвидируют – школа не будет получать дополнительное финансирование, поскольку элитные учебные заведения в РФ отныне не имеют право на существование. Впрочем, табличку «гимназия» образовательное учреждение могло сохранить, чтобы не менять документы, печати, не проводить новую аттестацию.
Администрация 91-й посопротивлялась грядущим переменам. И к общественности через СМИ взывала, и масштабные мероприятия с привлечением корифеев краевой педагогики устраивала. И все вроде было понятно – нельзя пускать под нож в угоду ветрам оптимизации уникальный опыт. Однако уже всем было ясно: классных дам можно сохранить только в том случае, если зарплату им будут платить родители учеников.
- В качестве эксперимента мы прорабатывали такую возможность, – рассказывает директор 91-й Татьяна Головкина. - И даже определился класс, где родители готовы были платить своему классному руководителю. Но потом от этой идеи отказались. Не все родители, как выяснилось, понимали, что это будет не одноразовая акция, а ежемесячные платежи.
Летом 2014 года все классные дамы получили уведомление о сокращении, а учителей познакомили с новым функционалом - те же родительские собрания, сборы денег за питание, классные часы и мероприятия, куча документации. За классное руководство традиционно платят копейки.
- Прошло всего полтора месяца работы гимназии в новых условиях. Выводы делать пока рано, - заметила Головкина. – Понятно, что наши учителя уже не могут заниматься своим предметом с той полнотой и отдачей, как было раньше. На это просто нет времени. Что касается дисциплины в школе, она с уходом классных дам хуже не стала – мы установили в холлах и по периметру здания видеокамеры. Дети знают, что любые нарушения дисциплины фиксируются.
По словам родителей учеников, никаких изменений они не ощутили – школа работает в обычном режиме.
- Последствия решения о ликвидации института освобожденных классных руководителей несомненно скажутся в будущем, - считает Татьяна Головкина. - Очень жаль, что уникальный 20-летний опыт воспитательного процесса оказался никому не нужен. Самое печальное, реанимировать его, даже если найдется источник финансирования, уже невозможно.
Марина СИНЮТИНА