Сигнализировали в Кремль
Несколько педагогов одной из железногорских школ, получив жировки за октябрь, изумились настолько, что написали обращение на сайт президента РФ. Бодрые рапорты из регионов о повышении заплат учителей не соответствуют действительности, сообщали педагоги. И в доказательство приложили сканы своих жировок, где ясно видно, что за октябрь они получили на 4-5 тысяч меньше, чем за сентябрь. Честно говоря, с трудом верилось, что кто-то из наших педагогов рискнул открыто выступить против системы - корпоративный дух в этой среде весьма слабый. Учителя всегда и всего боятся. Но начальник отдела образования администрации ЗАТО Евгения Титова подтвердила: в ноябре шесть железногорских педагогов действительно сигнализировали в Кремль о своих проблемах. Все учителя трудятся в школе №101, где на самом деле у трети сотрудников произошло значительно уменьшение заработной платы.
За последнее время школа №101 второй раз стала эпицентром скандала. Напомним, директору Елене Хоровенько скоро предстоит выступить в качестве ответчика на суде по поводу увольнения физрука Терентьева, по молодости отсидевшего срок за хулиганство. А тут еще и недовольные своей зарплатой сотрудники! Евгения Титова посоветовала «ГиГ» поговорить с этими учителями и выяснить подробности. Но педагоги открыто выступить в городской газете отказались. Обвинять их в малодушии, честно говоря, язык не поворачивается. В наших школах занятость и зарплата педагогов целиком зависит от благодушия начальства. А после письма к Путину положению этих шести учительниц не позавидуешь. Реакция на обращение к президенту последовала незамедлительная. Через два дня из Москвы письма перенаправили в краевое министерство образования с требованием ответа по существу. Оттуда в железногорский отдел образования и поступил звонок. И с ропчущими педагогами стали проводить разъяснительные беседы.
Богач, бедняк
Чтобы понять суть писем учителей из 101 школы, важно обратиться к истории вопроса. Чехарда с учительскими зарплатами началась с 2009 года, когда единую тарифную сетку заменили новой системой оплаты труда (НСОТ). Идея НСОТ, на первый взгляд, замечательная - она позволяла поощрять наиболее квалифицированных работников и таким образом стимулировала педагогов к повышению своей квалификации и творчеству. При этом реформа не подразумевала сокращения зарплаты, а наоборот, предполагала увеличение федерального фонда заработной платы на 30%. Однако критики нововведения с самого начала предупреждали, что у данной системы есть существенный недостаток, а именно: фонд оплаты труда переходит в единоличное распоряжение руководителю учреждения. То есть, предупреждали оппоненты, теперь хорошо будут получать только сами директора школ и их приближенные. Вызывала сомнения и сама схема начисления зарплаты. Если тарифная сетка была жесткая и прозрачная (учитель получал за категорию, часы и стаж), то при новой системе оплаты труда есть огромное поле для манипуляций с деньгами. Как известно, нынешняя зарплата педагогов складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Вот эти стимулирующие выплаты, как и прогнозировали пессимисты, и стали камнем преткновения. Уже с самых первых месяцев после введения НСОТ у школьных работников Красноярского края резко уменьшилась тарифная ставка, то есть, оклад, хотя во многих других регионах страны он увеличился. Впрочем, сам оклад составлял непропорционально малую долю в зарплате. Львиная доля приходилась на стимулирующие выплаты – по сути, учителей фактически вынуждали интенсивнее работать, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Эта часть ФОТ распределялась в виде баллов, согласно ежемесячным или ежеквартальным успехам - победам учеников в олимпиадах, хорошими показателями в ЕГЭ и тому подобное. Сколько и кому дать баллов, решала специально созданная в каждом учебном заведении комиссия, куда, естественно, входила администрация, профбосс, а также представители коллектива. В принципе, вполне демократичный способ распределения - кто лучше отработал, тот больше и получил. Оптимистичными выглядели и рапорты профильного министерства в Москву: средняя зарплата педагогов в крае вполне соответствовала требуемым цифрам – она неуклонно повышалась. Но рядовые педагоги стали возмущаться - их доходы уменьшились, в то же самое время администрация школ не бедствует.
Лишний рубль не получишь
У этого явления есть как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, стимулирующая часть фонда заработной платы зависит, прежде всего, от численности учащихся и нормативов подушевого финансирования. То есть, в каждой школе это свой кусок пирога. У кого-то он пышнее, у кого-то тоньше. Во-вторых, этот кусок не безразмерен. Если в учебном заведении работает много творческих педагогов, показывающих отличные результаты, это совершенно не означает, что они зарабатывают кучу денег. Совсем наоборот. Цена балла стимулирующих выплат в данной школе будет намного ниже, чем в той, где в передовиках числятся всего два-три учителя. Это обычная арифметика. И самое главное: в некоторых учебных заведениях педагоги в принципе не в курсе, какую часть этого самого пирога им оставили после того, как от нее «откусила» администрация. Сия информация абсолютно закрытая. Тут хоть наизнанку вывернись – лишний рубль не получишь. Ответ один: «нет денег». А реальная заплата администрации школ защищена законом о защите персональных данных. Недовольство педагогов схемой начисления заплаты стало зашкаливать к 2014 году. Чтобы сгладить ситуацию, в установленную в Красноярском крае систему оплаты труда были внесены изменения. С 1 октября базовая часть (оклад + компенсационные выплаты) должна была увеличиться, соответственно, стимулирующая уменьшиться. При формировании бюджета предусматривалось также увеличение фонда оплаты труда на 5%. Педагогам разъяснили: изменения произойдут в их же интересах. Они ничего не потеряют - получат ту же зарплату с повышением на 5%, но уже не будут рвать жилы в борьбе за баллы. Поощрять станут только тех, кто показывает результаты работы выше уровня, установленного в учреждении.
С точностью до наоборот
Как видно из многочисленных обращений на сайте краевого минобра, все произошло с точностью до наоборот. С октября учителя стали получать еще меньше! В ответ на возмущение, чиновники от образования отвечали педагогам, как под копирку: уменьшения финансирования школ не произошло, средняя зарплата учителей Красноярского края находится на уровне средней зарплаты по региону, а каждый случай с понижением доходов педагогов надо рассматривать конкретно. Возможно, в вашей школе произошел перерасход средств за предшествующий период финансового года, предусмотренных на оплату труда, либо выровняли размеры стимулирующих выплат между всеми членами педагогического коллектива учреждения? Снижение заплаты могло произойти также из-за несоответствия выделенных объемов средств фактической численности обучающихся, и, конечно, из-за снижения показателей качества и результативности труда. Но, если говорить о 101-й, число учащихся в течение сентября и октября там вряд ли уменьшилось. Кивать же на снижение качества работы тоже смешно, поскольку доля стимулирующих выплат уже не является превалирующей. Базовая часть зарплаты действительно выросла. Чуть-чуть. То есть в выигрыше, получается, оказались педагоги, кто не получал много баллов? Но ведь общая сумма ФОТ в школе меньше не стала – ее даже увеличили на 5%. Почему же учителя в 101-й стали получать меньше, спрашивали обратившиеся на сайт президента? Ведь очевидно, что в подобном финансовом положении находится не только 101 школа. Хотя, как сказать. В некоторых школах города, как нам стало известно, с зарплатой все в порядке - получать меньше учителя не стали, а где-то сумма в жировках даже увеличилась. Почему? Знающие люди говорят - все зависит от директора, от его менеджерских способностей.
Чем сердце успокоилось
Чем же закончилась история с письмами учителей 101-й президенту страны? По нашим сведениям, шесть смелых педагогов продолжать борьбу за свои кровные уже не хотят. Когда «ГиГ» обратился за комментариями по поводу произошедшего к директору Елене Хоровенько, она сообщила, что ситуация урегулирована. Педагоги, по словам директора, давно уже отозвали свои обращения к Путину. Они просто не поняли, как будет начисляться их зарплата после 1 октября. Значительного уменьшения зарплат в школе не произошло - получил меньше лишь тот, кто плохо сработал. Никаких репрессий по отношению к учителям применяться не будет, заверила «ГиГ» Хоровенько. Они ведь не жаловались - лишь обратились к главе государства за разъяснениями. Имеют право, что уж…
Марина СИНЮТИНА