На этой неделе в сожженную Хакасию прилетал Владимир Путин. Говорят, облетел республику на вертолете, воочию, так сказать убедился - размеры катастрофы не преувеличение. Как и положено, высокого гостя сопровождали местные начальники разной степени пузатости. Лакеи гадали, кому визит принесет медали за отвагу на пожаре, а кому отставку без пенсии. Ерундой не занимался и простой люд - помогали соседям.
Думаю, сегодня точной цифры - сколько и чего собрали жителя края для Хакасии, не знает никто. Количество добровольных помощников превзошло все ожидания, если вообще можно так говорить о жертвователях. Все попытки хоть как-то централизовать поток оказались не очень удачными. Отдельные добровольцы попросту грузили свои машины самым необходимым и своим ходом отправлялись в бедствующий регион, благо дороги всем известны. Несколько централизованных пунктов сбора все-таки удалось создать, и они в течение суток оказались буквально парализованы потоком вещей, продуктов, техники и т.п. Татьяна, жительница Железногорска, заехала в один из таких пунктов просто проведать знакомую и осталась там до ночи:
- Первый световой день мы почти целиком потратили на то, чтобы проложить дорожки между грудами пожертвований. Вещей, мешков, ящиков и коробок было так много, что между ними невозможно было передвигаться. Кстати, именно во время этой сортировки мы поняли, почему «Красный крест» и подобные ему благотворительные организации принимают исключительно новые вещи и только с бирками магазинов.
Несмотря на все обращения к красноярцам, среди принесенных вещей было много ношенных, нестиранных или несвоевременных по погоде. Иногда было впечатление, что выгребали какие-то чуланы и валили все подряд в мешки. Мы, в частности, обнаружили среди «помощи» американский флаг и комплект пипидастров - цветные такие пуфики, с ними на спортивных соревнованиях девочки развлекают публику. Если это был юмор, то очень плохой. Всего нам удалось отсортировать и отправить 25 тонн помощи.
Слова Татьяны подтверждают и данные из Хакасии. 40% привезенного переправляется прямиком на свалку. И это не потому, что там живут какие-то уж очень избалованные люди. Просто принцип «на тебе, Боже, что нам негоже» в данном случае выглядит вдвойне кощунственным.
В родном городе централизованного пункта не удалось создать. Вещи собирали в соборе Михаила Архангела, в профилактории «Юбилейном», на частных квартирах и офисах. В результате наш город также отправил несколько грузовиков самого необходимого имущества пострадавшей Хакасии. Глядя на продолжающие полыхать Забайкалье, Алтай и Дальний Восток, волей неволей задумываешься, что добровольцам еще рано расслабляться.
Михаил МАРКОВИЧ