Суббота, 16 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Елена ПРИХОДЬКО: «К учителю сегодня относятся, как к прислуге»

26 июня 2015 / Общество / 0
Практически все маленькие дети с нетерпением ждут, когда пойдут в первый класс. Учебники, тетради, друзья и, конечно, первая учительница, которая непременно должна быть очень доброй. Но бывает, что буквально через несколько месяцев после начала учебы ребенок уже не хочет ходить в школу: он не справляется с программой или не находит себе места в классе. Почему так происходит? Об этом рассуждает учитель начальных классов лицея №103 «Гармония» Елена Приходько в цикле публикаций «ГиГ» о проблемах школьного образования.

- Елена Николаевна, правда ли, что в первом классе уже давно не учат читать, а программы в начальных классах стали очень сложными?

- Ребенок в школу сегодня должен прийти читающим, с хорошо развитой мелкой моторикой. То есть изучение букваря в первом классе осталось в прошлом. По федеральному стандарту теперь учат читать в подготовительной группе детского сада. Бывает, конечно, что ребенок к семи годам знает только буквы, но проблема не в этом. Иногда к нам приходят дети, которые еще не доиграли. Причем они могут доигрывать и в начальной школе, и даже в средней. Чтобы ребенок быстрее адаптировался к новой обстановке, мы советуем родителям посещать подготовительные курсы, которые есть при каждой школе. Опытные специалисты посмотрят, готов ли дошкольник к первому классу психологически. Если нет, то порекомендуют, как исправить положение.

- Единой программы начальных классов давно нет. Родители переживают, что дети начинают отставать, если по какой - то причине переходят в другую школу, где обучают по другой системе.

- Программы в начальной школе отличаются по методической оснащенности и по принципам обучения. Разница и в самой логике построения заданий и вопросов. Но в конце четвертого класса, по какой бы программе школьники не обучались, все пишут единые тесты. То есть ребенок уже к концу первого класса должен приобрести точно такие же умения и навыки по русскому языку, математике, чтению, как и ученики другой школы. Поэтому при переходе в новое учебное заведение больших трудностей в принципе быть не должно. Но в реальности проблемы возникают серьезные, особенно когда школьник сначала занимался по традиционной системе, а потом пришел в класс, где учат, например, по программе Занкова. Тогда сложно быстро перестроиться. Ребенок привык мыслить по шаблону, а теперь его заставляют задумываться и искать нестандартные решения.

- Именно поэтому родители вынуждены обращаться к репетиторам?

- Да. Но, как правило, к репетиторам для младших школьников обращаются родители, уровень тревожности которых выше нормы. Возможно, причина здесь в так называемом комплексе отличника мамы или папы. Поэтому сегодня репетиторов нанимают и к дошкольникам, что, на мой взгляд, совершенно излишне. Ребенку еще нужно поиграть, а его нагружают сверх меры. Ни физически, ни психологически малыш к занятиям не готов - у него начинает пропадать интерес к учебе. В итоге он приходит в первый класс уже утомленным. Конечно, развивать ребенка необходимо, причем гораздо больший эффект принесет общение, которого сегодня так не хватает современным детям. Мамам и папам нужно больше разговаривать со своими сыновьями и дочерями, выслушивать их, то есть просто быть родителями.

- В конце 4 класса школьники теперь сдают переводные экзамены в виде ЕГЭ. Насколько сложно их сдать?

- Это не переводные экзамены, а итоговые краевые контрольные работы (данный срез знаний необходим педагогам, чтобы понять, как развивается ребенок). Но проходят они в тестовой форме и при определенном режиме работы учебного заведения. Так же как и во время ЕГЭ за час до начала работы в школу привозят запечатанные конверты с заданиями, их нужно выполнить на специальных бланках. Правда, в отличие от ЕГЭ, итоговые контрольные работы проводятся в родных стенах. Тем не менее, ажиотаж, сопровождающий проведение тестирования, тревожит и детей, и родителей. Четвероклассники в этом году сдавали русский язык, математику, чтение и групповой проект. Предполагался еще и тест по предмету «Окружающий мир», но уже во втором полугодии из Министерства образования края пришло указание, что его проводить не нужно. Я считаю, что нагрузка на детей и так достаточно высокая, ведь в 9 классе сдают всего два обязательных экзамена ГИА.

- Сложно ли пройти это тестирование?

- Да, сложно. И результат, бывает, не зависит от уровня подготовки ребенка. Например, когда в этом году проверялись читательские умения, детям выдали текст на две страницы, причем мелким шрифтом. Но ведь существуют определенные нормы и стандарты размера шрифта и объема текста для младших школьников. Почему эти моменты не были учтены, непонятно. Представляете, в какую стрессовую ситуацию попали дети! Кроме того, текст оказался перенасыщенным различными фактическими подробностями. Нужно было прочитать его и потом ответить на вопросы, занимающие целых четыре страницы. Некоторые - не только в тестовом виде, но и развернуто. Согласно федеральным стандартам, ученик, окончивший начальную школу, должен уметь взять из материала информацию, лежащую на поверхности, а также ту, что завуалирована между строк. Ему нужно уже уметь сопоставлять временные промежутки. Большие требования и во время групповых занятий. На контрольной «групповой проект» смотрят, как школьник может себя организовать: поставить перед собой задачу, построить план действий, подытожить. Определяется также, насколько он умеет контактировать с другими учениками и договариваться. Все очень серьезно, а для людей, далеких от школы, во многом непонятно. Поэтому, как бы мы ни объясняли, что итоговые краевые контрольные работы - это не экзамены, они не влияют на перевод ребенка в пятый класс, родители нас не слышат. Правда, есть и другая категория родителей. Узнав, что от результатов контрольных работ в четвертом классе ничего не зависит, они вообще не реагируют на рекомендации учителей. Но сегодня, чтобы получить хороший результат в учебе, необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

- Говорят, что сегодняшние школьники стали более агрессивными и жестокими.

- У меня никогда не было трудных учеников. Если их с самого начала учить договариваться и чутко относиться друг к другу, то инциденты, связанные с естественной борьбой за лидерство в классе, можно свести к минимуму. Я стараюсь общаться со своими детьми через их чувства. Младший школьный возраст – это тот период, когда можно достучаться до души ребенка. Но иногда нужно очень жестко сказать: нет, этого делать нельзя. В одном из моих классов вместе с обычными учились два мальчика с задержкой психического развития и логоневрозами. Как правило, такие дети становятся в коллективе изгоями, но поскольку в классе царила атмосфера чуткости и взаимной поддержки, одноклассники мальчишек никогда не высмеивали и не цепляли. На мой взгляд, кардинального различия в детях разных поколений нет. Все малыши непосредственные, любознательные и открытые миру. Школа для них - новая ступень жизни, интересная и значимая. Но мамы и папы сегодня стали другими. Они более тревожные. Больше стало и амбициозных родителей, ожидающих от своих детей каких-то невероятных успехов.

- Иногда родители заявляют, что к их ребенку педагоги не нашли подход, и переводят его в другую школу.

- Мне кажется, подобные ситуации бывают в каждой школе. Все индивидуально и субъективно и зависит прежде всего от настроя родителей: от их душевного состояния, жизненных ценностей и, конечно, от обстановки в семье. Если дома происходит какой-то сбой, то нервозность и тревожность обязательно переносится на ребенка. Из моей практики и опыта коллег я знаю, что те дети, которые вынуждены были поменять школу, потом не находили себе места. И в другой школе, и в пятой, и в десятой возникали точно такие же конфликтные ситуации. Ведь от себя не убежишь! Проблему нужно решать здесь и сейчас. У ребенка, в семье которого сохранились традиции уважительного отношения к учителю, негативного отношения к школе не возникает. К сожалению, сегодня к педагогам зачастую относятся, как к прислуге. Отсюда и необоснованные претензии. Конечно, между родителем и образовательным учреждением заключается договор на оказание образовательной услуги, но главным заказчиком является государство. В законе «Об образовании» четко сказано, что ребенка нужно воспитывать, причем с семьи эту обязанность никто не снимал.

- Что вы можете порекомендовать родителям будущих первоклассников?

- Не нужно смотреть на элитарность школы. Ребенка надо вести к конкретному учителю. Лучше предварительно встретиться с педагогом, чтобы понять и почувствовать его. Все преподаватели разные – у одних жесткий, авторитарный стиль общения, другие демократичные и мягкие. И только родители знают, что лучше для их детей.

- Давайте теперь поговорим о педагогах. Как известно, федеральные стандарты обучения стали внедрять с начальной школы. Уже наработан определенный опыт. Как изменилась работа учителя в новых условиях?

- Это непростой и даже болезненный вопрос. Дело в том, что сами стандарты вопросов не вызывают, там прописано все правильно. Другое дело, как это реализуется и интерпретируется контролирующими органами. Самым серьезным побочным эффектом реформы стал избыток бумаг, который требуют от учителя - мы теперь обязаны постоянно подтверждать документально каждый свой шаг. Пишем индивидуальные программы на каждого ребенка и программы по каждому предмету. И, как правило, делаем это летом, во время отпуска, поскольку физически не успеваем все выполнить во время учебного года. Занимаемся тем, чем должны заниматься научные институты, которые для этих целей и созданы. С одной стороны, педагогов побуждают к творчеству, но с другой - загоняют в жесткие рамки, ведь от своей авторской программы учитель не имеет права отойти ни на йоту. Информационные технологии, которые должны были по идее облегчить нашу жизнь, на самом деле ее осложнили, поскольку появилось огромное количество дополнительной работы. Должностные обязанности у учителя постоянно расширяются, и за ту же зарплату. Это вам подтвердит любой педагог. Самое грустное, что на детей при таких условиях времени и сил остается все меньше и меньше.

Беседовала Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения