Пятница, 15 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Что такое 2 августа?

30 июля 2015 / Общество / 0
В последнее время благодаря масс-медиа сложился образ десантника, чаще карикатурный, - веселого, разбитного вояки в голубом берете на затылке, купающегося в фонтане. Есть такая сторона жизни. Но есть и другая, о которой большинство военных рассказывать не любят, особенно те, кто воевал в горячих точках. Для них 2 августа - святой праздник, чуть ли не главный день в году.

В ближайшее воскресенье - День ВДВ. Наши десантники - самые мирные люди на свете, восточные рынки не громят, как на Большой земле. Да и нет их у нас, рынков-то с людьми кавказской национальности. Основное место сбора - фонтан в парке. Здесь встречаются все - и советские военно-воздушные силы, и новой России. «Никто кроме нас!» - громкий лозунг десантников звучит с хорошей периодичностью.

- Мы все ждем этого дня,  - рассказывает ветеран-десантник Игорь Прокопьев, постоянный участник таких встреч. - За несколько дней начинает разрываться телефон. Для меня 2 августа - все! Очень рад, что в свое время попал в ВДВ - просто повезло…

По окончании механического техникума его в 1982 году призвали в армию. От полагающейся брони сбежал, потому что все в его семье служили. Иначе получишь ярлык неполноценного человека на всю жизнь. И попал Игорь Прокопьев после учебки в Витебске сразу в Афган. В сборнике документальных очерков и воспоминаний воинов-интернационалистов «Боль моя Афганистан», вышедшем в 1994 году, есть несколько строк  и о железногорце. «1963 года рождения, из крестьян, - читаем скупые строчки из биографии, - служил в подразделении десантников, охранявших президентскую ставку Бабрака Кармаля. Участвовал в боевых операциях». Все. Сам Игорь для книги рассказал несколько случаев из своего боевого прошлого.

- Однажды нашему подразделению, посланному в провинцию Баграм на ликвидацию одной из контрреволюционных банд мятежников, пришлось всю ночь сидеть в ущелье и ждать рассвета. Мне и еще одному солдату было поручено вести наблюдение за душманами. Мы засекли вражеского корректировщика огня и попросили у командира разрешение взять духа живым в качестве языка. Командир согласился. Мы скрытно подобрались к тому месту, где сидел дух, и внезапно обрушились на него. Он не успел даже опомниться, как мы сунули ему в рот кляп, связали руки и, как говорят, тепленького доставили в подразделение. За выполнение этого задания мы оба получили благодарность от командования.

Когда вернулся в Красноярск-26, Прокопьев работал оператором станков на мехзаводе, последние 20 лет - предприниматель. В городе самые верные друзья-однополчане, с которыми познакомились в Афгане, на гражданке-то никогда до того времени не встречались. «Боевое братство» под руководством полковника Сергея Чаплыгина в Железногорске объединило ветеранов всех локальных войн и конфликтов. Их более 130 человек, второй год десантники выстраивают свои коробки на параде Победы. Сначала многие к появлению еще одной общественной организации отнеслись скептически, говорит Прокопьев. Конечно, могли бы прожить и без братства. Или не могли? Ведь даже через 30 лет как-то не особо стремятся десантники, воевавшие в горячих точках, рассказывать о войне, да и вообще вспоминать о ней не любят с другими - потому что не поймут. Другое дело, когда с друзьями собираются.

- Осталась крепкая мужская дружба, - говорит Игорь. - Ведь это не просто название – «Боевое братство», не просто желание собраться вместе, отпраздновать День ВДВ. Нас объединяют общие дела, общие заботы о товарищах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Памятник вот воинам-интернационалистам надо еще до ума довести. Не знаю, получится или нет что-то написать, о чем мы с вами поговорили, - говорит на прощание Прокопьев, - рассказчик из меня тот еще. Поздравьте ребят наших с Днем ВДВ! Это для нас важно. Правда.

Елена НАУМОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения