К 2017 году во всех образовательных учреждениях должны появиться службы медиации, как альтернативная форма советам профилактики. В школе 95 такой орган уже создан, более того, учебное заведение является инновационной обучающей площадкой в данном направлении. Что это за служба и зачем она нужна современной школе?
По-простому, в школах создают службы примирения, в которых должны работать и педагоги, и дети. Причем обученные основным навыками медиатора - посредника в конфликтах.
Мелкие стычки между учениками случались во все времена. Иногда они перерастают в серьезные конфликты. Но если раньше зазорно было вмешивать в ситуацию родителей - ребята забивали стрелку и сами выясняли отношения, то сегодня дети другие. Педагоги рассказывают, что на своих школьных обидчиков жалуются дома не только ученики началки, но и подростки. А родители, как правило не выясняя причин конфликта, грудью защищают драгоценное чадо. И пишут заявление в полицию. Первыми этой ситуацией обеспокоились правоохранительные органы. На детских полицейских буквально лавиной сыплются жалобы родителей, чьи дети не нашли общего языка со сверстниками. Большинство проблем не стоит и выеденного яйца, но отнимает у стражей порядка уйму времени, которое они могли бы потратить на более серьезные случаи. В результате оба участника конфликта признаются виновными и ставятся на учет.
- Я не люблю фразу «пятно на биографии», но, например, из-за драки в 5 классе и вмешательства в нее полиции один мой ученик не смог поступить в вуз МВД, - рассказал газете директор школы 95 Дмитрий Протопопов. - Отметка, что человек когда-то состоял на учете в детской комнате милиции может стать роковой, когда происходит какая-то спорная правовая ситуация и собирается вся информация. Эта, на первый взгляд, мелочь в итоге выливается в жизненную трагедию. Решать детские конфликты все же лучше на уровне образовательного учреждения. И легче с этим справляются сами дети.
С апреля 2015 года такая служба примирения работает в школе 95. К программе также подключились 104-я и 101-я. В планах обучить искусству решать конфликты мирным путем как можно большее число детей и взрослых. Пока этим занимаются специалисты краевого Центра сотрудничества, но в перспективе учить договариваться будут и педагоги 95-й.
Медиаторов пока 10 человек - все они учатся в 9 и 11 классах. Миротворцев представляли на общешкольном родительском собрании, с ними познакомились ученики начальных классов.
- Мы подходим к участнику конфликта и представляемся, - объясняет технологию своей работы медиатора Полина Кеуш. - Говорим, что знаем о случившемся и предлагаем поговорить об этом. Если человек соглашается, то приглашаем в «комнату для переговоров».
Это обычный класс, разделенный на три зоны. В самой маленькой - кабинет психолога, отгороженный прозрачной стенкой с жалюзи. Педагог всегда наблюдает за происходящим, но вмешивается очень редко, поскольку детям проще договориться без участия взрослых. За перегородкой находятся мягкие пуфы, разнообразные светильники с релаксирующим эффектом, водяная мельничка.
- Расстроенные малыши всегда трогают бегущую воду, - рассказывает Дмитрий Протопопов. - Вода снимает напряжение. Другие играют со светящимися нитями, третьи разглядывают, как плавает в светильнике рыбка. Дети здесь успокаиваются.
В самой просторной зоне кабинета - стол, за который по обе стороны могут сесть четыре человека. На самое удобное место приглашают пострадавшего, а там, где ногам мешает боковая крышка, усаживают виновника конфликта. Специально. Чтобы он мог прочувствовать, каково находиться в неудобном положении. Здесь еще раз выслушиваются обе стороны и находятся пути решения. Бывает, что не с первого раза.
По словам директора школы, с апреля уже подписано 18 примирительных договоров. На первый взгляд, все произошедшие конфликты ничтожные, но если бы подключились родители, никто не знает, во что бы в итоге они вылились.
- Как-то на уроке во втором классе мальчик толкнул девочку. Она упала и ударилась, - рассказала Полина Кеуш.- Мы узнали о произошедшем от классного руководителя. Сначала поговорили с мальчиком, потом с девочкой и помирили их. Он извинился, она его простила.
- Однажды в школьной столовой семиклассник облил товарища компотом. Мальчишки подрались, и их пришлось разнимать. На контакт они долго не шли, поэтому нам трудно было понять, кто из них прав, кто виноват. Потребовалось четыре попытки примирения, прежде чем конфликт был исчерпан, - поделился опытом медиатор Артем Зарубицкий.
- В сложных случаях мы возвращаемся к ситуации через какое-то время. Объясняем противникам, что никто в школе не узнает подробности их конфликта и мы не встаем ни на чью сторону. Как правило, противникам самим ситуация уже начинает надоедать, и они принимают нашу помощь, - говорит медиатор Артем Макатьев.
Конечно, когда инцидент происходит на уровне «ученик - учитель», или «родитель - учитель» решить вопрос под силу только взрослым - кураторам службы медиации. Впрочем, состоявшемуся человеку быть миротворцем гораздо сложнее, чем ребенку, считают специалисты - мешают сформировавшиеся жизненные принципы.
- К сожалению, многие люди не умеют слышать друг друга, не могут понять чужую боль, - говорит специалист общественной организации «Центр сотрудничества» Елена Фомина из Красноярска. - Если бы все мы овладели базовыми техниками переговоров, то конфликтов вообще было бы намного меньше. Но массово этому нигде не учат. Поэтому создание в общеобразовательных учреждениях служб медиации - это попытка научить детей решать все споры мирным путем.