Но только деревьев старых, больных или просто опасных для жизни и здоровья окружающих. Жители на это реагируют по-разному: кто-то радуется, что вызывающая опасения ветка больше не нависает над прохожими или над припаркованными во дворе авто, а кто-то бьет тревогу и обрывает телефоны всевозможных инстанций в попытке защитить «легкие планеты».
Пенсионер Александр Шманов позвонил в редакцию «ГиГ» утром 24 сентября: «Срочно приезжайте на Мира, 25 - здесь двор вырубают!» Прибыв на место, мы не обнаружили ничего криминального. Одна береза, уже разобранная на ствол и ветки, лежала на земле, единственный работник ГЖКУ неподалеку распиливал лиственницу. Все деревья помечены как подлежащие сносу, причем очень и очень выборочно – двор от такого вмешательства точно не облысел.
- Меня возмущает, что работники ГЖКУ пилят отличные здоровые деревья. За все время, что здесь живу, видел только одно больное! - пояснил Александр Иванович и повел журналистов по двору. - Вот береза, макушка у нее была, видите, какая? Великолепная! Не сухая, не гнилая. Вот ствол, вот комель. Стояла прямо. Отличная береза, зачем ее спилили? Идем дальше - вот сосна, помечена к сносу. Почему? Чем она не угодила чиновникам? Нормальное здоровое дерево. А вот все, что от лиственницы осталось, допиливают.
- Тебе-то ничего, Иваныч, походил поорал и все, – вмешался в разговор сосед, стоявший неподалеку. - А на чиновниках ответственность. Деревья падают в городе на машины - кто платит? ЖЭК! А если не на машину, если на человека?
Действительно, безопасность окружающих – главная причина вынужденного сноса зеленых насаждений. В ГЖКУ нам пояснили, что чаще всего заявки с жалобами на ту или иную сосну-березку поступают от самих жителей, к тому же мастера по домохозяйству ЖЭКов регулярно проводят обходы и осмотр деревьев. Судьбу каждого индивидуально решает специальная комиссия, куда входят представители ГЖКУ, Горлесхоза и управления городского хозяйства. На основании обхода составляется акт обследования зеленых насаждений, и УГХ выдает ЖЭКам разрешение на вынужденный снос. Все очень строго - без согласования нельзя срезать ни веточки.
Оцениваются растения по многим факторам – они могут быть аварийными, иметь дупла, повреждения, заболевания, чрезмерно затенять соседние здания или расти под опасным углом. Наклон, кстати, может быть и небольшим, но при этом прогрессировать – как это было во дворе по Советской Армии, 19. Роскошная сосна, которой любовался весь двор, в один прекрасный день по необъяснимым причинам начала с каждым днем все сильнее клониться набок. Жители сами забили тревогу и обратились в ГЖКУ. Буквально за 2 дня дерево убрали, хотя фактически оно было здоровым. Нюансов очень много, поэтому в комиссии обязательно присутствуют разные специалисты, чтобы оценить ситуацию наиболее полно.
- Мы стараемся максимально сохранить зеленые насаждения города, - рассказала «ГиГ» Наталья Зуйкова, и.о. начальника производственно-технического отдела ГЖКУ. – Например, по санитарным нормам дерево должно размещаться не ближе 5 метров от здания, но мы такие не трогаем, если нет обращений от жильцов. Однако если нам позвонят и пожалуются, что в квартире из-за дерева темно, то мы обязаны будем его спилить или, если есть такая возможность, обрезать.
Управление городского хозяйства призывает жителей отнестись к вырубке с пониманием. Работы идут в полном соответствии с законодательством и в первую очередь в интересах самих горожан.