«Где-то читал, что Хрущеву очень не понравилось, что наш ДК построили в помпезном стиле, ведь на тот момент уже действовало постановление об архитектурных излишествах: колонны сносились, статуи закапывали в землю бульдозером. Как удалось обойти партийный запрет?»
- Знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» появилось 4 ноября 1955 года и было опубликовано в газете «Правда». Документ сразу дошел до Железногорска. Но Восточная контора приняла решение подождать пока со зданием исполкома на главной площади города, а все силы бросить на строительство Дворца культуры в стиле ампир, пойдя лишь на одну уступку - в документах Дворец культуры скромно стали именовать домом. О самоуправстве гендиректора ГХК Белова не могли не знать, но все молчали. Как пишет Рыженков, «ни одна зараза не написала куда следует».
Благо, что всю красоту делали непосредственно в городе. Лепнина, полированные колонны под малахит - все это было изготовлено в Железногорске. В итоге, когда в 1957 году в исполком пришло грозное предписание срубить всю лепнину, завершенность которой составляла около 80 процентов, ДК уже был сдан в эксплуатацию.
Но, говорят, Хрущев отомстил ГХК. 9 октября 1959 года Никита Сергеевич приехал в Красноярск-26 и увидел во всей красе город победившего социализма. Нельзя ручаться достоверно, что послужило причиной плохого настроения генсека, выдвигает свою версию Рыженков, но именно после этого визита Хрущев распорядился снять горные надбавки к зарплате комбинатовцев. Сказал, что условия труда здесь не хуже, чем в московском метро.
Подготовила Наталья АЛТУНИНА, использованы материалы книги «Скала» (Б. Рыженков)