Не далее как 14 января в столичном жилом комплексе «Алые паруса» на седьмом этаже оборвался трос пассажирского лифта. Погибла женщина. А что у нас с лифтовым хозяйством в Железногорске? Дождемся ли без происшествий 2024 года, когда согласно общекраевой очереди начнутся первые ремонты лифтов?
В железногорских жилых домах 340 лифтов. Практически все установлены в 70-х годах, когда в городе начали интенсивно строить многоэтажки. Это значит, свой положенный срок эти подъемные механизмы уже отработали, потому что предельный срок эксплуатации составляет 25 лет. То есть уже лет так по десять-пятнадцать, а то и больше, многие из городских лифтов работают за гранью своих возможностей. Нет, их, конечно, ежегодно проверяют, чинят по мере сил и возможностей. Но факт остается фактом: практически все лифтовое хозяйство в Железногорске просто вопиет о замене.
По словам специалистов от ЖКХ, замена одного лифта выливается примерно в 2,5 млн руб. Самой безотлагательной замены требуют 200 подъемных механизмов, то есть цена вопроса – полмиллиарда рублей. Не надо быть ни финансистом, ни коммунальщиком, чтобы понять всю абсурдность идеи одномоментной замены разваливающихся лифтов. Нет у города таких денег и не предвидится в обозримом будущем. От силы Железногорск может себе позволить менять один лифт в год. То есть через 200 лет поменяют все те, которые сегодня дышат на ладан, получается. И даже больше, чем через 200, потому что на 2016-й, например, не запланирована ни одна замена старого лифта. И на 2017 тоже. В общекраевой очереди - есть и такая! - наше ЗАТО начинает упоминаться с 2024 года.
Это, в общем-то, и не принципиально, потому что менять один лифт в год - не выход. Добиться замены лифта можно и раньше, но для этого собственники жилья сами должны скинуться. Путем нехитрых арифметических действий выясняем: тысяч по 50 с каждой квартиры. Как-то не верится в реальность такого сбора, особенно с квартир нижних этажей. Многие сервисные компании, понимая это, согласны на рассрочку, но максимум на год.
Есть и компромиссный вариант: участие в долгосрочной программе замены лифтового оборудования, в условиях которой сказано, что государство оплачивает от 80 до 90% стоимости работ по замене лифта, остальное должны внести жильцы дома. При рассмотрении и одобрении Ростехнадзором действует несколько критериев отбора заявок. Во-первых, технический. Время эксплуатации лифта напрямую влияет на сроки рассмотрения заявки. Во-вторых, финансовый. Здесь учитывается та сумма, которую жильцы готовы оплатить самостоятельно. Ну и в-третьих, организационный: уровень благосостояния общего имущества данного многоквартирного дома.