В незапамятные времена в районе горнолыжных склонов и городского зеленого хозяйства соорудили запруду. Кроме паводковых вод и дождей она удерживала еще и родничок.
Неизвестно, сколько лет грунтовая насыпь, обросшая кустарником и деревьями, сдерживала мини-озерцо. От перелива запруду спасала труба, через которую водичка небольшим ручейком стекала вниз по склону в сторону Горлесхоза и равномерно впитывалась в почву. Но все когда-нибудь кончается.
В 2014 году началось строительство новой лыжероллерной трассы. На склоне, который раньше поглощал лишнюю воду, нарушили слой дерна. Да и рельеф подправили. В результате весной 2015 года вода пошла по привычному маршруту, то есть прямиком на новые петли будущей спортивной трассы. Где-то она просто смыла почву и оставила на ее месте глубокую траншею, добравшись до равнины, наполнила глубокие лужи, а на выкате к лыжному стадиону в районе опоры ЛЭП вообще вымыла огромный каньон. Туда образцово-показательно улетел автомобиль нелегального гонщика, захотевшего покататься по новой гравийке. Ущерб оказался велик, но дамба выстояла.
Летом, когда все окончательно подсохло, строители вновь взялись за трассу. Спортсмены (Цукман с Бушуевым) подсказывали, что надо бы продумать нормальный водоотвод. Но в проекте этого не учли, а удорожание выходило серьезным. Решили, что водоотводящих грунтовых рвов будет достаточно. Уложили асфальт, официально открыли маршрут. Уже осенью разведчики донесли - насыпь почти пробита водой, надо срочно ремонтировать. Разрушения произошли как раз в том месте, где была проложена переливная труба. Денег на работы, естественно, не нашлось. Зимой лыжники увидели, что через верхнюю петлю трассы, несмотря на минусовые температуры, идет вода. Сейчас там образовался полуметровый слой мокрого льда, дальнейшая петля лыжни просто отрезана. Потому спортсмены и тренируются по сильно усеченному кругу - вместо пяти километров осталось только три. К тому же в роще продолжается частное строительство, зашедшее прямо на трассу.
Городские власти о проблеме знают. Глава администрации Железногорска Сергей Пешков провел совещание, на котором решили - надо подождать лета. Вот только водичка не ждет. К началу марта озерцо за насыпью почти наполнилось. Даже поверхностный осмотр говорит о том, что прорывов можно ждать минимум в трех местах. Так что если не повезет, грязевые потоки можно будет встречать у ворот Кадетского корпуса.
Михаил МАРКОВИЧ
мнение
Сергей Афонин, директор МАУ «КОСС»
- Об аварийном состоянии этой дамбы мы знаем. По поручению главы администрации контролируем ее состояние и готовимся к паводку, чтобы не допустить произвольного схода воды. По предварительным оценкам, в зону разлива попадают «Снежинка» и выкаты с двух горнолыжных трасс. Что касается лыжников, к следующему сезону проложим для них новую пятикилометровку.