Вторник, 26 Ноября, 2024
Железногорск, Красноярский край

Учителям вменили контроль за детской перепиской в Интернете. Будет ли толк?

21 октября 2016 / Общество / 0
Во все муниципалитеты Красноярского края на днях были разосланы письма с рекомендациями по профилактике преступлений среди подростков. В частности, социальным педагогам, психологам и классным руководителям «вменяется в обязанность мониторить состояние межличностного общения учеников в социальных сетях», сообщается на официальном сайте министерства образования края. Такое указание связано с тремя недавними случаями поножовщины между подростками, произошедшими в Красноярске и Дивногорске.

Способно ли пристальное внимание учителей к переписке школьников в интернете предотвратить детскую агрессию?


Углубить и расширить

Трагедия в Красноярске, когда после ссоры в социальных сетях 13-летний мальчик убил своего бывшего одноклассника ударом ножа в сердце, произошла среди бела дня 9 октября. Буквально через двое суток еще одно резонансное событие: в Дивногорске 12-летняя девочка из ревности порезала ножом двух своих сверстниц. Ранения, к счастью, оказались не смертельными. Красноярский край мгновенно попал в топ негативных новостей: здесь подростки убивают друг друга…

Незамедлительно последовала реакция со стороны соответствующих органов - углубить и расширить профилактическую работу по подростковой преступности. Депеши регионального минобра легли на столы директоров железногорских школ 14 октября. В перечне мероприятий, которые учебные заведения должны провести в пожарном порядке, больше всего споров вызвала новая обязанность педагогов - просматривать детские аккаунты, кабы чего не вышло.

На общественных началах

«ГиГ» заинтересовался мнением железногорских педагогов по этому поводу. Выяснилось, что часть из них категорически отказываются отслеживать виртуальную жизнь школьников. И прежде всего по причине нехватки времени.

«Данное решение, на мой взгляд, абсурдно, - считает один из школьных преподавателей. - Учитель после работы, проверки тетрадей и подготовки к следующим урокам теперь должен заходить на странички детей в соцсетях и смотреть, чем они занимаются? А если страничка запаролена «только для друзей»? Мне в интернет-френды к ученику набиваться под вымышленным ником?..» «Если я хотя бы по пять минут в день буду тратить на выяснение, чем дышит в сети каждый из моих 25 учеников, то когда мне выполнять свои основные обязанности?» - возмущается другая учительница.

Но некоторые представители педсообщества считают социальные сети действенным инструментом влияния на свой класс, причем пришли к этому самостоятельно - без указаний сверху. Они читают странички своих учеников. Причем давно. Как, например, в 97-й.

- Мы в курсе интересов наших детей и происходящих с ними событий, - утверждает директор школы Евгений Карташов. - Несколько назревающих конфликтов психолог и социальный педагог смогли затушить в самом начале именно благодаря тому, что узнали о них из интернета. Но мониторинг соцсетей никак не оплачивается педагогам. Именно поэтому у меня вызывает недоумение формулировка минобра о вменении этой деятельности в обязанность учителям. Я не могу их заставить.

По словам Карташова, все трудные учащиеся 97-й находятся под контролем. Работа с ними ведется постоянно. Однако психологическая нестабильность ребенка не всегда зависит от домашнего неблагополучия. Подростки, совершившие тяжкие преступления в Красноярске и Дивногорске, воспитывались во внешне нормальных семьях, на учете в правоохранительных органах не состояли.

Не ваше дело!

- К 25 октября школам уже нужно отрапортовать о проделанной работе, - говорит Елена Дубровская, директор лицея «Гармония». - Это значит, что нам нужно написать кучу отчетов. Конечно, мы обсуждали ситуацию с детской жестокостью на планерке, будем говорить об этом и на родительских собраниях. Безусловно, школа выполнит все указания минобра, но сомневаюсь в их высокой результативности, ведь все идет из семьи. А мамы и папы далеко не всегда становятся на сторону учебного заведения.

Директор лицея 103 рассказала об одном любопытном случае. На своей страничке в соцсетях ученик размещал информацию откровенно экстремистской направленности. Мать подростка вызвали в школу для беседы, но реакция родительницы оказалась неожиданной. «Это не ваше дело!», - заявила она учителям и пригрозила пожаловаться в различные инстанции на вмешательство школы в частную жизнь ее ребенка…

Они написали убийство?

Опять педагогов делают крайними, вместо того чтобы обязать родителей заниматься воспитанием своих детей, считает директор 93-й Татьяна Шмидт.

- Если в семье царят жестокость и насилие, могут ли учителя повлиять на мировоззрение ребенка? - задает риторический вопрос Татьяна Марксовна.
Мониторинг аккаунтов подростков панацеей от агрессии не является, уверена Шмидт. Виртуальные баталии детей могут перейти из общественного интернет-пространства в личные сообщения, куда доступа учителям нет.

Смеем предположить, что следующим шагом министерства может стать приказ взламывать детские странички?

- Самое печальное, что у нас в стране все происходит, как в поговорке: «Пока гром не грянет…», - констатирует директор 101-й Валерий Рыженков. - Конечно, мы выполним все указания министерства образования. Беседы и собрания, тренинги организуем, еще раз все проверим, но вряд ли получим нужный результат. Ограждать детей от негативного влияния интернета нужно было еще позавчера, и совсем иными методами. И не школа должна этим заниматься.

В 100-й, как и во всех школах, на компьютерах установлены специальные фильтры, ограждающие юные умы от негативной информации. Но эта мера уже малоэффективна, поскольку тинейджеры бурно общаются в сети с помощью гаджетов. И можно только предполагать, что друг другу пишут внешне приличные девочки и мальчики.

Смешное наказание

Как отмечают все директора, высказавшиеся по данной теме, серьезную озабоченность вызывает отношение детей к случившимся тяжким преступлениям. В лучшем случае - равнодушие. То есть у подростков не возникло сочувствия к чужим страданиям и боли. Но они с жаром обсуждают наказание, которое могут понести малолетние преступники.
Школьники прекрасно знают, что в отношении 13-летнего убийцы не смогли даже возбудить уголовное дело из-за его возраста. Агрессивного мальчика не отправят в колонию для несовершеннолетних, как это могло быть раньше. Сегодня малолетних преступников помещают в специальное закрытое учреждение, но только на один месяц. Еще больше изумление вызывает мера ответственности родителей подростка. Их могут оштрафовать на смехотворную сумму - от 100 до 500 рублей.

- Безнаказанность будет способствовать новым случаям насилия, - уверена Елена Дубровская. - Так что же делать? Требовать от законодателей снижения возраста уголовной ответственности? Добиваться, чтобы человеческая жизнь не оценивалась столь ничтожно, как предусмотрено в нашем УК?

Но, по мнению большинства юристов, ужесточение уголовной ответственности никогда не приводило к улучшению криминальной обстановки в обществе. Однако сообщение о том, что в 2007 году в одном из американских штатов подростка за убийство учителя приговорили к 45 годам тюрьмы, вряд ли у кого вызывает негативную реакцию. Ведь три  последних случая необузданной детской агрессии в Красноярском крае далеко не единственные. Достаточно полистать интернет, чтобы ужаснуться.

Марина СИНЮТИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения