В повестке, как стало известно «ГиГ», будет и вопрос насчет изменений положения о конкурсе на пост сити-менеджера. Насколько кардинальны будут эти перемены с учетом появившейся информации: Росатом, дескать, намерен поменять схему назначения глав администраций в городах своего присутствия?
Сейчас в закрытых городах сначала выбирают местный парламент, затем депутаты из своих рядов выбирают мэра. А он, уже как главное выборное лицо на данной территории, подписывает контракт с главой администрации, избранным специальной комиссией на конкурсной основе. Возможность нанимать главу администрации муниципалитета по контракту предусматривает ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По логике российских разработчиков, контрактная система исключает политическую составляющую из управления городским хозяйством, устраняет сосредоточение власти в одних руках и повышает качество менеджмента. То есть глава города - это политик, планы которого реализует профессионал - сити-менеджер.
Какой-то опыт страна успела накопить, реализуя на местах эту схему двоевластия. Бесспорный и самый жирный плюс - исключение случайных людей, которых легко может привести во власть доверчивый и эмоциональный электорат. Примеры у всех в памяти наверняка живы. В конкурсе же на пост главы администрации могут принять участие люди, отвечающие ряду требований: высшее образование, опыт работы на муниципальной службе или руководящих должностях и пр. Так что больше, считай, никогда не сядет в кресло сити-менеджера несистемный человек. Дальше. У сити-менеджера руки не связаны никакими предвыборными обещаниями, нет у него страха не переизбраться на новый срок. Его задача не с народом заигрывать, а эффективно городом управлять. Это избранного главу отзывать замучаешься, хоть такая процедура законодательством и прописана. С нанятым менеджером контракт разорвать куда проще.
Еще из позитивного. Так как в конкурсной комиссии поровну представлены местная и региональная политическая элита, а в нашем случае - еще и отраслевая в лице Росатома, риск их противостояния снижается: дружно выбранный сити-менеджер получается фигурой компромиссной. Впрочем, всяческих мастей эксперты схожи во мнениях: как раз там сити-менеджеры и появляются, где этим элитам нужно срочно укрепить свои позиции. Критиковали идею и за отсутствие всенародного волеизъявления. Типа всенародно выбранному мэру куда уютней в своем кресле, нежели нанятому сити-менеджеру, но с другой стороны - все финансы-то как раз у последнего, и кто тогда реальная власть? Тема пары медведей в одной берлоге звучала далее как пример.
Пять лет прошло, и замелькали сообщения: Росатом выступил против института сити-менеджеров. Нет, прагматики из команды Сергея Кириенко не предлагают возврат к прямым выборам. Но двоевластие, когда мэр и глава администрации перетягивают одеяло, их схема исключает. Все полномочия переходят к главе, он же становится полноценным мэром с функциями исполнительной власти. Пилотный вариант - вроде как Северск, где победителю конкурса достается двухлетний контракт. Ликвидированы прямые выборы главы города, который также возглавляет местную думу, и в Лесном. А вот отказ от института сити-менеджера может стать там следующим шагом к новой системе управления, когда городом руководит единый глава, назначенный по конкурсу или из состава Думы без прямых выборов. Хотя для этого нужно поправить федеральный закон о ЗАТО.
Ну а что же у нас? А тоже перемены. Как рассказал «ГиГ» руководитель аппарата Совета депутатов Игорь Шакиров (кстати, автор ныне действующего положения о конкурсе на должность главы администрации), в Железногорске по-прежнему предусмотрено двухэтапное проведение конкурса на соискание этой должности. Самым важным этапом для кандидата является представление планов социально-экономического развития ЗАТО. Но, изучив общероссийскую практику, в нашем городе пришли к выводу: это будет кандидатам достаточно сложно.
- Да, они это уже делали в 2010-м, - соглашается Шакиров, - но с большим трудом. Изменилось законодательство: теперь есть закон 172 ФЗ «О стратегическом планировании», определяющий, как это должно выглядеть и кто является участником стратегического планирования. Поэтому мы решили остановиться на собеседовании с кандидатом на должность сити-менеджера. Конечно, в ходе собеседования тему стратегического планирования члены комиссии неизбежно затронут. Помимо собеседования обязательно будет еще и конкурс документов.
Одобрят ли подобные изменения в документе железногорские парламентарии, станет известно 28 мая.
Татьяна ДОСТАВАЛОВА