Депутат со стажем, коммунист Вера Мамонтова вот уже третий созыв выбирает для себя финансовые и социальные направления, и все увеличивает сферу приложения сил. Не потому ли, что проблемы здесь самые больные и никак не укладываются в понятие социальной справедливости?
- Вера Анатольевна, как экономисту задаем вам первый вопрос - как вы оцениваете бюджет Железногорска на 2016 год? Будем жить так себе или вдруг хорошо?
- Нас настолько приучили, что мы в кризисе, и когда нам показали бюджет этого года, первая реакция была: ого! Все восприняли его как подарок судьбы. Он не такой уж критичный: там заложены капитальные расходы, средства на дороги, новые окна в школах и в детских садах, а также очень важный вопрос строительства кладбища.
- Появилась надежда, что сдвинутся с места вопросы, которые не решались из года в год?
- Да, и это хорошо. Но все-таки понятно, что для учреждений бюджетной сферы предусмотрены только текущие расходы: заработная плата и коммунальные платежи. О движении вперед, каком-то развитии, покупке нового оборудования речи просто не идет. Это одна тревожная сторона. А вторая - уже поступило письмо губернатора Красноярского края с рекомендацией приостановить все конкурсные процедуры. То есть речь идет о том, что обещанные из краевого бюджета деньги на те или иные программы не поступят. Об этом же губернатор Виктор Толоконский говорил и на недавней встрече с партактивом коммунистов края. Но пока это только первая ласточка, и сказать, какие именно программы пойдут под нож, непонятно. Все с напряжением ждут конкретные цифры и «адреса». Или придется, как в прошлом году, искать, где и что можно урезать.
- В каком направлении скорее всего придется искать?
- Однозначно под нож пойдут социальные выплаты, которые являются нашими инициативными расходами, а не предусмотренные законодательством. Это санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений, зубопротезирование, материальная помощь. Конечно, депутаты попытаются отстоять. И даже, может быть, это им удастся. Но тогда придется жертвовать чем-то другим. Но с другой стороны, надо ведь пополнять бюджет. Вычеркнуть строчки проще всего. А как увеличивать наполняемость бюджета? И коммунисты об этом пути говорят настоятельно на протяжении последних 15 лет.
- В отчете КРС прозвучала оценка эффективности использования бюджетных средств. Прозвучало и то, что мы очень мало собираем собственных средств. С чем это связано?
- Мы боимся увеличивать ставки налогов. В 2014 году администрация выходила в горсовет с инициативой поднять ставки налога на имущество. Причем это касалось именно состоятельных людей, проживающих в больших квартирах, дорогих домах, имеющих обширные участки под гаражами. Для них предлагалось увеличить налог существенно. Для основного населения налог бы поднялся на 200-300 рублей в год. Сумма, на мой взгляд, не критичная. Тем не менее, тогда депутаты предложение не приняли. Это принесло бы плоды как раз в 2016 году и, возможно, позволило бы не резать социальные программы. Теперь, думаю, это решение оказалось неправильным. Нужно было подробнее изучить эти материалы, подкорректировать коэффициенты. Но то, что богатые должны делиться в условиях социально ориентированного государства - это однозначно.
- А что мешает парламентариям предложить муниципалитету свою стратегию развития, увеличения собираемости налогов и наполнения городской казны? Вы ведь можете выступать с такими инициативами.
- Рассмотреть на комиссии какие-то решения мы, конечно, можем. Но все эти наши местные повышения - это копейки, капля в море. Нужно пересматривать налоговую систему в целом по стране. Коммунисты говорят давно, что необходимо. Прежде всего, принять прогрессивную шкалу налогообложения, которая существует во всем мире. Три государства всего имеют плоскую шкалу, пять стран имеют 2 ставки, остальные – по 3, 4 и 5 ставок, и налогообложение доходит до 50-60%. Это прямой путь наполнения бюджета. Но государство не идет на это. Зачем, мол, поднимать налоги, если мы все равно не можем их собрать? И вторая задача: государственная монополия на алкоголь позволит увеличить бюджет в достаточном количестве, чтобы не только не резать, но и обеспечить нормальное развитие. КПРФ вносит это предложение в Госдуму постоянно, но его отметают на комитетах и даже не допускают до голосования.
- И даже на фоне прокатившейся по стране волны отравлений поддельным алкоголем, думаете, ничего не изменится?
- Как ни прискорбно, нет такого преступления, на которое не пойдет капитализм ради 300 процентов прибыли. Я глубоко в этом убеждена и не думаю, что нашумевшие случаи станут какими-то решающими аргументами. Посмотрите, что делается: государство ищет деньги в карманах самых малообеспеченных. Денег у них пусть не густо, но зато таких людей очень много. Пенсии работающим пенсионерам не проиндексировали. А это не те, у кого зарплаты по 50-60 тысяч, а бабушки-пенсионерки, которые дежурят и убирают за очень небольшие деньги, чтобы как-то сводить концы с концами. А их наказали. И как-то непродуманно. Какие затраты, в том числе и трудозатраты, идут сейчас на ежемесячный отчет в Пенсионный фонд, перестройку программного обеспечения? Сопоставимы ли они с той экономией, которую получит государство за счет пенсионеров? А в воздухе витает очередной подарок - Минтруд, возможно, уже направил в Государственную думу проект, согласно которому 100 процентов оплаты по больничному листу будут получать те, чей стаж превышает 15 лет, от 8 до 15-ти лет - 80 процентов, а до 8 лет – 60 процентов заработной платы. По пенсионерам уже ударили. Теперь ударят по молодежи. Вот и рожайте, дорогие мамочки, детей…
- Вы третий созыв в Совете. Кроме комиссии по бюджету и финансам в первом созыве, во втором добавилась социальная комиссия, теперь вы вошли еще и в состав третьей - комиссии по вопросам собственности и ЖКХ. Не многовато?
- Хочу попробовать, потому что на сессию хочется идти подготовленной. Когда работаешь в комиссии, есть понимание вопроса и возможность повлиять на процесс принятия решения. Вот на последней сессии мы не дали продать баню в Подгорном. Вопрос тянется уже давно. С одной стороны, да, предприятие несет убытки, а с другой - на мой взгляд, ЖКХ не дорабатывает. В какой-то момент, когда баня перестала приносить прибыль, плюнули на все и чего-то ждали. Никаких вариантов никто не ищет. Скажу за себя - обычно я принимаю решение за продажу. Но в этом случае речь идет о социальном объекте, причем для людей небогатых. Было множество обращений от населения Подгорного сохранить баню, и мы перед обсуждением ездили в Подгорный, смотрели объект на месте. И все-таки решение блокировать продажу поддержали многие. Сторонникам не хватило всего одного голоса до 16 необходимых. В данном случае это еще она возможность подумать и предприятию, и администрации, и попытаться найти какое-то решение проблемы.
- Что еще в глобальных планах городской организации КПРФ, которую вы возглавляете?
- КПРФ постоянно выступает с инициативами. Но все сразу охватить невозможно. Мы несколько лет работали по вопросам теплоснабжения, и успешно: в том, что удалось снизить тариф, есть и наша заслуга. Сейчас коммунисты подготовили обращение по поводу того, что на пенсии, на базовую часть, не начисляется районный коэффициент. На уровне края подготовили обращение о том, чтобы увеличить социальную норму на электроэнергию, 75 кВт - это очень мало. Мы намерены работать с 400-м постановлением, по которому одни ничего не могут внятно пояснить, другие не могут ничего понять, но все вынуждены платить за квартиру больше. Коммунисты намерены добиваться, чтобы государство писало и принимало понятные законы, а люди четко знали, за что и сколько мы платим.
Беседовала Елена НАУМОВА