Свежий взгляд политической дебютантки Оксаны Григорьевой на депутатскую кухню, скрытую от посторонних глаз, весьма интересен. Она, впрочем, призналась «ГиГ», что никаких особых открытий, приступив к обязанностям парламентария, не сделала. Разве что на общественную работу стало уходить еще больше времени.
- Оксана Владимировна, подтвердились ли ваши представления о работе депутата?
- В принципе, все так, как я и ожидала, без особых сюрпризов. Ничего в моей жизни особо не изменилось, разве что на общественную работу стало уходить больше времени. Ожидала, что ко мне будут много обращаться, но люди в очереди не стоят на прием к депутату Григорьевой. Идут в первую очередь знакомые, пенсионеры. Вопросы самые разные - порой настолько серьезные, что сразу и не сообразишь, куда идти за решением.
- Например?
- Собаки. Серьезно! Дошло до того, что дети от школы до Дома культуры «Юность» могут спокойно дойти лишь в сопровождении взрослых. Проблема очень сложная и в эмоциональном плане, и в финансовом, и вообще с какой стороны на нее ни посмотри. Нет у собачьего вопроса однозначного решения в нашем городе. И отношения однозначного к нему тоже нет. Кто-то, может, не поймет, но я считаю, что бездомных животных убивать нельзя. Вокруг и так слишком много злобы и ненависти. И еще, какие проектные решения могут принимать люди, подписавшиеся под убийством, пусть и животных? С другой стороны, вроде бы принят гуманный закон, регламентирующий отлов, лечение со стерилизацией и потом опять свободу бродяжкам, но он же не работает! Общество еще должно созреть до этой европейской модели. Мы к ней оказались не готовы.
- С чем еще к вам обращаются?
- Часто приходят поговорить, чтобы выслушали и посочувствовали. Но если прежде люди просто делились своими заботами, то теперь они ждут помощи, причем как можно скорее. Например, в Первомайском жители хотят создать свой поселковый совет. Пыталась объяснить, что это невозможно, но в конце концов пришлось звонить в администрацию, и там дали аргументированный ответ со ссылками на документы. И даже при этом многие не хотят понять, что Первомайский не отдельный поселок, а часть Железногорска.
Обращаются, как правило, очень активные, переживающие за город люди. Просят, например, автобусную остановку. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Есть определенные нормативы и утвержденный порядок. И ничего не решится, пока не будет инициативной группы. Вопрос о законодательной инициативе граждан обсуждала наша последняя сессия. Считаю, правильно, что будет выслушиваться мнение целой группы лиц, у которых есть своя позиция и аргументы в ее пользу. Вот цивилизованная форма влияния жителей на городскую жизнь и решение городских проблем.
- Трудно ли приходится женщине в Совете?
- Я слишком эмоционально все воспринимаю. Но коллеги большие молодцы: когда я собралась бежать, чтобы незамедлительно решить все городские проблемы, мне тут же сказали: «Стоп! Надо уточнить информацию, услышать мнение юристов, подумать, обсудить…» И я поняла, почему так долго решаются некоторые вопросы. Быстрее просто нельзя, иначе наломаешь таких дров… Приходится себя сдерживать, хотя вопросы, которые необходимо решать, не могут оставить равнодушной. Предварительный разбор ситуации должен проводиться исключительно на холодную голову, так что борюсь с эмоциями. Порой не хватает времени: вот уже надо голосовать, а решение еще не созрело. Но и спешить нельзя. Сильная половина, конечно, куда выдержанней, и поэтому оперативно находит ответы. Хороший пример - баня в Подгорном. При голосовании за ее продажу я воздержалась, потому что тогда у меня было недостаточно информации для принятия обоснованного решения. Как руководитель бюджетного учреждения я очень хорошо понимаю экономическую нецелесообразность ее сохранения. Но есть жители, которые стеной встали на защиту этой бани. Нужно внимательно вникнуть в их аргументы. Думаю, мы этот сложный вопрос все же решим.
- Вопрос о пресловутых приоритетах напрашивается сам собой.
- Ситуация с бюджетом в целом изменилась очень серьезно, дополнительное бюджетное финансирование взять просто негде. Так что приоритеты расставлять придется абсолютно всем. Ну да, хочется побольше денег для «твоей» отрасли, но понимаешь, что взять их можно, лишь ухудшив жизнь в другой сфере. Приоритеты - вещь очень серьезная, и надо учиться правильно их расставлять. Мое отношение к дополнительному финансированию поменялось кардинально. Понимание пришло: бюджет - это как общий кошелек в семье, и надо выбирать, на что тратить сейчас, а что подождет. И жить с таким пониманием стало намного сложнее.
- На последней сессии Вадим Медведев напомнил: социальные расходы городу все равно придется урезать. Ему тут же возразил председатель социальной комиссии
Совета депутатов Анатолий Новаковский: дескать, не позволим этого сделать. Какой выход видите вы?
- Социалка будет сокращена, как бы мы этот вопрос ни рассматривали. Но можно привлечь на территорию дополнительные средства. И в условиях кризиса по-прежнему существует стратегическое планирование, к которому подключается дополнительный человеческий ресурс. Речь о грантовых программах и дополнительных проектах. Понимать, куда мы стремимся, должны не только руководители. Сейчас стоять на месте просто нельзя. Прошли времена, когда бюджет спокойно «капал» в учреждения. Сокращения будут, но они будут грамотными. Если говорить про культуру, то в Железногорске, где эти услуги предоставляются на вполне достойном уровне, одним из вариантов может являться увеличение расценок. При этом возможности привлечения внебюджетного финансирования исчерпаны далеко не полностью. Надо входить в серьезные краевые и федеральные программы. Помимо этого есть частные коммерческие фонды и т.д. Провозглашенное урезание социалки ни в коем случае не ставит на ней крест! Речь идет всего лишь о бюджетном сокращении. Хотя, конечно, будет очень сложно.
- Совет депутатов и администрация – это тандем или две самостоятельные лошадки, которые бегут каждая сама по себе?
- Цели, задачи и идеи у всех одни. Так что ни о каком отдельном забеге говорить не приходится. Но при этом пути могут отличаться. Есть какие-то решения, которые администрация просто не может принять. Это прерогатива Совета, те самые рамочки, строго регламентированные законом. Только со стороны кажется, что так легко взять и сделать: «Вы же власть, вы все можете и вам все можно»!
- А что насчет Совета? В нем несколько партийных фракций. Есть ли на нашем местном уровне политическая борьба?
- Думаю, что и наш нынешний Совет – единое целое. Цель-то у всех одна, никто не хочет городу вреда. И договориться всегда можно, и компромисс найти получается. Никто, по крайней мере пока, не тянет одеяло на себя. Нет откровенного лоббирования каких-то сугубо «своих» тем. Все подходят очень взвешенно к любым вопросам, вникая, что именно важнее всего для города на сегодняшний момент.
- Как расценили ваше вхождение во власть знакомые?
- По-разному. Зачем мне это надо, не понимали многие. И я еще раз убедилась, что масса людей по-прежнему не знает, чем же занимаются депутаты. А уж когда слышат, что там еще и не платят… Кстати, кто-то этому верит, а кто-то нет. И когда начинают ругать власть, я всегда спрашиваю: а вы сами лично что хорошего сделали для города? Пожаловались, позвонили - и все? А сделать что-то конкретное самому не хочется? Чуть-чуть подняться на какую-то общественную ступеньку? И, как правило, все вопросы тут же заканчиваются. Ну а у меня разочарования пока нет. И, надеюсь, не будет. Надо выдержать. Все будет хорошо.
Беседовала Татьяна ДОСТАВАЛОВА