Великий русский историк Николай Карамзин на письмо своего давнего приятеля из Франции, в котором тот спрашивал: «Ну, как там Россия?», ответил лаконично: «Воруют, батенька». 200 лет прошло. Ничего не изменилось.
Вечную тему про «такое неудачное лето» на лавочках и автобусных остановках в этом году сменила иная. Садоводы (а в Железногорске таковым является, пожалуй, каждый первый) наперебой рассказывают друг другу, что, как и когда украли у них с грядок. Урожай нынче - грех жаловаться, а желающих поживиться на халяву - еще больше. Воруют, как заметил классик.
- Я пока в бане-то мылась, у меня морковку подчистую выкопали! - сообщает соседка, у которой сад за 3-м КПП.
- А я вчера приезжаю - весь лук повыдран! - вторит ей вторая, хозяйка участка на Восточной.
- А я вообще обревелась. Ведь все помидоры с перцами сняли, сволочи! - действительно чуть не плачет третья, у которой сад на Девятке.
Есть от чего заплакать. Даже таким замечательным летом в сибирский урожай сил надо вложить немало, чтобы он получился. А потом к тебе на участок приходит некто и сгребает все под корень, а то и с корнями вместе. На текущий момент в местной полиции зафиксировано 56 садовых краж, по всем возбуждены уголовные дела. 32 из них раскрыты. Причем некоторые - по горячим следам. 11 уголовных дел направлены в суд. 21 дело находится в производстве, и часть из них приостановлена с формулировкой «за неустановлением лица» или еще по каким-то причинам. Такой статистикой поделились на днях полицейские.
Больше всего воруют в садах №10 - целых девять краж. В садах №8 - восемь. Ну и так далее, по убывающей. В скорбном списке фигурируют 18-й, 20-й, 30-й кооперативы. Похоже, что географической зависимости - никакой, везде воруют. Справедливости ради стоит заметить, что в этом году вообще выросло число краж, не только в садах. «Воры не выбирают, - уточнили в полиции, - где им удобно, там и работают. Дачи привлекательны тем, что там подолгу нет хозяев, отсутствуют охрана и элементарные средства видеонаблюдения. Пик краж - середина лета».
Тащат с дач все, что под руку попадется. Искать потом все это добро непросто уже хотя бы потому, что даже дату кражи порой не установить. «С октября по апрель», - часто заявляет потерпевший. Именно по весне в статистике садового воровства происходит первый всплеск, когда хозяева после зимы объявляются на участках. Но и присутствие хозяев на участке - не панацея. Пока они там в своих зарослях укропа что-то полют-тяпают-поливают, им и дом обнесут (не заперто же!), и то, что просто плохо лежит на рельефе, утянут. И даже если застигнуть воров, те просто попросят водички и пойдут себе дальше.
На вопрос о том, какой процент в структуре садовых краж составляет урожай, полицейские ответили: а никакой! Нет в нашем УВД таких заявлений, по которым были бы возбуждены дела. Можно только догадываться, почему садоводы не обращаются в полицию, когда у них крадут таким непосильным трудом выращенные чеснок, лук либо баклажаны с картошкой. Не верят, что воров найдут? Что их вообще кто-то искать станет?
Между тем буквально на днях полицейские поймали очередного серийного садового вора. Судимый. Источников доходов нет. Ему вменяется 13 преступных эпизодов, и он от них не отказывается. По поводу четырех краж охотно дает показания другой задержанный гражданин. Как их находят? Днем участковые в штатском ходят по садам, проводят профилактическую работу и попутно собирают информацию о всех подозрительных личностях, замеченных садоводами. Ночами в наиболее криминогенные сады заглядывают наряды ППС, проверяют подозрительный автотранспорт. Да и одного появления полиции в садах достаточно, чтобы спугнуть воришек.