Курсы работают в Молодежном центре. Причем бесплатно. С какими трудностями сталкиваются новички, и почему только один из ста решается на повторный прыжок, «ГиГ» рассказал общественный инструктор по парашютизму Александр Макаров.
Прыжок - дело серьезное, а для новичка чрезвычайно страшное. Для совершения ознакомительного прыжка с самораскрывающимся куполом достаточно трех часов наземной подготовки и инструктажа на аэродроме непосредственно в день вылета. Если же парашютист хочет сам дернуть за колечко, его обучение займет уже 30 часов.
- Абсолютно все, кто приходят к нам, боятся высоты, - говорит Александр Макаров. - Это нормально, работает естественный инстинкт самосохранения. Моя задача как инструктора - не заставить людей преодолеть страх высоты, а помочь им довериться парашюту. Что такое прыжок по своей сути? Это безопасное замедленное падение. Конструкция парашютов высчитывалась умнейшими людьми, не одно поколение приложило свои знания и опыт к тому, чтобы мы сейчас могли прыгать с высоты несколько километров, не опасаясь за свои жизни!
Чаще всего травмы здесь случаются при неправильном приземлении. Сначала человек шагает за борт и в течение 1-2 секунд испытывает все прелести свободного падения. Это, кстати, самый страшный момент - в голове за мгновение успевают пронестись сотни мыслей, и самая навязчивая: «Почему так долго не раскрывается парашют?» Затем парашют, как ему и положено, все-таки раскрывается, и какое-то время можно просто повисеть в воздухе, насладиться окружающими видами. Однако уже за 100 метров до земли следует приготовиться к встрече с поверхностью. Ноги нужно вынести вперед и крепко свести вместе - коленка к коленке, стопа к стопе. Пятки и носки на одном уровне, максимально параллельно земле. Сразу после приземления необходимо «погасить» купол, чтобы от первого же порыва ветра не проехаться лицом по земле.
У инструктора Александра Макарова в послужном списке 48 прыжков. Это число может показаться огромным для обывателя, но профессионала не удивит - опытные парашютисты имеют за плечами по нескольку тысяч. Впервые Александр шагнул из кукурузника в бездну, когда ему было…за 30. Просто раньше никак не получилось - в советское время требования к здоровью парашютистов, летчиков и космонавтов предъявлялись примерно одинаковые. Так что мальчишке с плохим зрением пришлось надолго забыть о небе.
- Когда я был маленьким, хотел стать десантником. В 15 лет пришел в парашютный клуб, но меня никто не допустил до прыжка, - вспоминает Макаров. - Много лет спустя друзья, отслужившие в ВДВ, пришли ко мне и сказали: «Саня, ты все это заварил, заразил нас любовью к небу, а сам на земле отсиживаешься! И не стыдно тебе?» Умыкнули меня с работы, привезли на летное поле, уложили мне парашют... И я, великовозрастный детина, сел в самолет с 15-летними юнцами, которые от военкомата проходили подготовку, и прыгнул.
Таких сильных переживаний Александру больше испытать не довелось. Волнительным стал только 31-й прыжок, совершенный после 13-летнего перерыва. Дошло даже до того, что один из выпускающих перегородил Макарову выход из самолета и не давал прыгнуть, пока тот не успокоился. Тут все строго: если человек чрезмерно волнуется, паникует, если есть хоть малейшая вероятность, что он не справится с собой и совершит какую-нибудь ошибку, к прыжку его не допускают.
- Истории о том, что нерешительных выпинывают из самолета, пришли из ВДВ, - говорит Александр. - Там хочешь - не хочешь, а будешь прыгать. Потому что за твоей спиной еще десяток ребят стоит, и если ты задержишь высадку - сорвешь операцию.
Если человек передумал прыгать в последний момент, никто его заставлять не будет. Засомневавшегося отцепят от троса, посадят как можно ближе к кабине пилота. Кто-то из старших обязательно останется в самолете и закроет дверь изнутри. Эти меры предосторожности придумали не просто так. Случалось, что новичок отказывался прыгать, и его оставляли в самолете одного с открытой дверью - все старшие выпрыгивали вслед за учениками. Самолет с единственным пассажиром заходил на посадку, и у того неожиданно щелкало в голове: «Да разве я трус? Все прыгнули, а я нет. Возьму-ка и прыгну прямо сейчас!» Заканчивались такие истории трагически: слишком маленькая высота, непристегнутый трос и неправильно выполненный прыжок... Поэтому если в самолете есть хоть один отказник, инструктор остается на борту.
Несмотря на все опасности и относительную дороговизну такого увлечения, поток желающих прыгнуть с парашютом не оскудевает. Почему они приходят, что их тянет в небо? Кто-то просто гонится за яркими ощущениями. Но большинство все-таки хочет преодолеть боязнь высоты, испытать себя на прочность. Существует даже специальное понятие «прыжок страха» - совершив его, доказав что-то самому себе, человек успокаивается. В среднем из ста новичков для второго прыжка возвращается только один. И даже он с большой долей вероятности уйдет из парашютизма после 7-10 прыжков. Существует такой порог, когда просто прыгать уже скучно, а чтобы стало интересно, нужно развиваться дальше. Но это требует уже совсем других временных и финансовых затрат.
Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА
Кстати
*Знаменитую позу, когда парашютист падает вперед, раскинув руки и ноги, придумали только в 50-х. Это идеальное устойчивое положение для того, чтобы падать относительно неподвижно. Прежде большинство парашютистов просто ложились на спину и падали, время от времени посматривая через плечо - далеко ли земля и не пора ли раскрыть парашют.
*Современные спортсмены, чтобы определить, когда им открывать парашют, пользуются высотомером. Если стрелка уже в красной области - то есть до земли осталось менее 800 метров, а парашют все еще не раскрылся, самое время задействовать запасной!
*Все знают, что День ВДВ отмечается 2 августа. Но мало кто в курсе, что ровно за неделю до этого, 27 июля, празднуется День парашютиста. Так что если на дворе еще июль, а десантники уже в фонтане, это они день парашютиста отмечают! Ведь абсолютно все десантники - парашютисты.