Пятница, 27 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

Денис МИХАЙЛИШИН: «Стараюсь уберечь школьников от ура-патриотизма»

20 апреля 2017 / 9 мая / 0
Денис Михайлишин окончил исторический факультет КГПУ в 2000 году. С тех пор попробовал себя на разных поприщах - работал журналистом, подвизался в бизнесе. Но в 2009-м случайно встретился со своей учительницей истории, и она уговорила его вернуться в школу. Вот с тех самых пор он и преподает любимый предмет в Школе космонавтики. На полках его кабинета копии советских и немецких танков до сих пор бьются в смертельных боях, миниатюрные политруки поднимают бойцов в атаку, маленькие полуторки пытаются прорваться в Ленинград по Дороге жизни. Все здесь сделано руками его учеников. С этого и начинаем разговор.

- Денис, судя по экспозиции, тему войны в вашей школе не забывают. За чей счет покупаете модели? Удовольствие дорогое, по себе знаю.

- Скидываемся вместе с детьми, никакой принудиловки. Только общее решение, а я уже потом в интернете выискиваю модели хорошего качества и по доступной цене.

- Собирают-то их, поди, мальчишки?

- Кабинет открыт для всех, так что и ребят, и девчонок у меня хватает. Кстати, мы не просто собираем модели, но занимаемся реконструкцией известных боев. Вот в 2015 году «Бой у Холмских ворот Брестской крепости», который целиком сделали две девочки из 11 класса, занял первое место на всероссийском конкурсе, а «Дорога жизни» - третье.
Для меня Великая Отечественная война не пустой звук прежде всего по личным причинам. Из нашей семьи ушли на фронт трое мужчин - дед и его братья. Родной дед был призван в 1939 году. Прошел Хасан, Халхин-Гол и Советско-финскую войну. Демобилизоваться не успел и в итоге в 1945-м дошел до Чехословакии! Второго деда призвали в 1943 году. Окончил танковые курсы, получил на Челябинском тракторном заводе боевую машину - и на фронт. Орденом Славы третьей степени его наградили за отличие при взятии Зееловских высот под Берлином. Третий дед, военный врач-хирург, в 1942-м попал в плен во время попыток Манштейна деблокировать Сталинград. Дальше Бухенвальд… И свобода, которую он получил в результате восстания узников 11 апреля 1945 года.

- Все трое вернулись?

- Настоящее чудо! Выжили. Тяжелее всех пришлось деду-хирургу, его выгнали из партии, запретили занимать какие-либо руководящие должности. Тема войны для него всегда оставалась закрытой. О том, что он был узником концлагеря, мы узнали случайно, лишь в 80-е. Дед даже ездил на встречу в Бухенвальд, но никогда не откликался на просьбы школьников прийти на классный час с рассказом о войне.

- Любимая тема Великой Отечественной?

- Ржевско-Вяземская операция. Наши учебники ее «не помнят». Упоминается лишь фамилия Катукова, ловко уходившего от окружений. А операция «Марс»? А две армии, которые легли подо Ржевом? Советские войска в ходе многомесячных боев потеряли там убитыми и ранеными 1 миллион 300 тысяч человек! Сталинград с его жертвами просто меркнет. Любой ветеран войны скажет, что Ржев был мясорубкой. Я рассказываю об этом детям. Они должны знать о колоссальных жертвах со стороны Советского Союза.

- Как быть с самыми скользкими темами - подготовкой войны и поисками истинного агрессора?

- Когда мы обсуждаем предвоенные годы, я обязательно даю детям познакомиться с копиями исторических документов. Подростки делают выводы сами. Кто позволил Гитлеру вырасти как политику? К чему привела тактика умиротворения? Пакет пактов о ненападении, которыми себя Европа увязала крест-накрест. Да, СССР не скрывал агрессивных намерений, но и Запад совершенно не являлся сборищем ангелов из воскресной школы.
У меня есть еще одна любимая тема - проблема 1941 года. Ей я посвящаю отдельный семинар, на котором также с документами дети пытаются разобраться в причинах начала войны.

- Что за документы?

- Отчеты командиров подразделений советских войск о состоянии вверенных им частей. Число готовых аэродромов, процент освоения новых образцов вооружения, количество новых типов техники. Из четырехсот аэродромов сотню нельзя было использовать в дождь, еще сотня не была укомплектована техническими частями. То есть встретить врага готовы были только 200 аэродромов? Я всегда провожу аналогию с современностью. Да, в 1941 году мы имели фантастические для того времени танки Т-34. Но сколько их было на начало войны? Это отличный танк, но посадите меня за его рычаги без подготовки, и я не строну махину с места или сломаю через 5 минут. Сколько Россия гордилась вертолетом «Черная акула»? 15 лет? 20? Где хоть один полк этих ударных вертолетов? Нету!
Но есть и другие моменты. Как за считанные недели превратить миллионы резервистов в боевые части? С начала войны Красная Армия с полутора миллионов человек возросла до пяти миллионов. За две недели! Боеспособность нашей армии в 1941-м первыми подтвердили пограничники. Профессионалы, которые были готовы к обороне. Ни одна застава не отступила, но ни одна и не дождалась помощи.

- О чем тяжело рассказывать детям?

- На уроках бывает всякое. Когда я рассказываю, как было устроено уничтожение людей в Бухенвальде (где в течение 6 часов умирали в газовых камерах 4,5 тысячи человек, и процесс этот шел непрерывно), многие плачут. Дети не могут поверить, что основанием для такого убийства могли служить не тот цвет глаз, не та форма черепа, просто вьющиеся волосы. Вот так приходит понимание войны. Но при этом не забываю им напомнить, что мы не воевали с немцами. Мы воевали с фашизмом. Кто сегодня в России расскажет, что такое «Белая роза»? Нет, это не песня Юрия Шатунова. Это название одной из первых антифашистских организаций Германии, и объединилась в нее молодежь. Те, что были постарше, успели эмигрировать и продолжили борьбу в составе «Красной капеллы». Но большинство вместо учебной скамьи увидели ворота лагеря смерти Дахау. И ведь сплошь арийцы, евреи среди них отсутствовали. Но эти юные немцы хотели видеть Германию без Гитлера.

- В чем видишь свою задачу как педагога, когда говоришь с подростками о войне?

- Я пытаюсь донести до них весь ужас войны, но не поселить в их душах страх, а именно объяснить, что это не должно повториться. Иначе окажется, что человечество ничему не научилось за прошедшие 70 лет. К сожалению, полыхающие по всему миру войны говорят именно об этом. Я стараюсь уберечь их от ура-патриотизма. «Нагнули в 45-м, можем повторить» - да не дай бог! Цена такой победы чудовищна. Вспомните, сколько мы потеряли. Моя задача - не допустить разрухи в головах.

- Говорят, уроками и реконструкцией военных событий твоя деятельность не ограничивается.

- Ко Дню Победы мы обязательно проводим свои внутришкольные мероприятия, посвященные войне. В прошлом году сценарий назвали «Список праведников» и, чуть сократив историю, рассказали об Оскаре Шиндлере, который, будучи членом НСДАП, спас больше тысячи евреев от Холокоста. Народ вышел под таким впечатлением, что мы решили сделать мероприятие ежегодным. Сейчас готовим спектакль «Дети войны» о маленьких узниках концлагерей. Участие принимают все желающие. Можешь читать стихи? Будешь! Поешь, танцуешь? Найдем применение твоему таланту. Вот это я и называю патриотическим воспитанием.

- Хорошая работа. Искренняя.

- Школа космонавтики уже третий год принимает участие в городских мероприятиях. Выступаем перед ветеранами, устраиваем концерты. В День Победы курсанты школы в форме военных лет раздают гвоздики ветеранам, и те с удовольствием принимают знаки памяти. Это лучше любого урока патриотизма! Кстати, первые гимнастерки ребята искали по сундукам своих прадедушек и прабабушек. Потому мы сшили специально к 9 Мая десять комплектов. Длинные майские выходные для наших детей - это возможность съездить домой, мы же интернат. Так вот, многие ребята отказываются, чтобы принять участие в празднике.

- Знаю, что есть мечта у твоих воспитанников.

- Надеюсь. Мы хотим примкнуть к поисковому отряду и помочь найти павших жителей края. Два подразделения было сформировано в годы войны: 78-я добровольческая бригада и 139-я дивизия. Последняя, кстати, воевала под Вязьмой… Предварительная договоренность есть, остались кое-какие нюансы, надеюсь, преодолеем. Я уже прошел спецподготовку - как работать на месте бывшего боя, как обращаться с медальоном, с неразорвавшимся боеприпасом. Разговаривал с 17-летней девчонкой, которой повезло найти медальон, где сохранись данные бойца. Оказалось, солдат из Красноярского края, погиб в возрасте 18 лет. Они же фактически ровесники с этой девочкой! Представляете, с какими чувствами она привезла в Иланск медальон человека, который 70 лет значился пропавшим без вести? Очень надеюсь, что в этом году Школе космонавтики удастся съездить в поисковую экспедицию.

Беседовал Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения