Пятница, 27 Декабря, 2024
Железногорск, Красноярский край

На Россошинском рубеже

2 июня 2016 / 9 мая / 0
Ученики школы 95 в мае впервые приняли участие в поисковых работах на легендарном Россошинском рубеже, где в 1942-1943 годах проходили ожесточенные бои за Сталинград. Педагогично ли отправлять детей на страшные раскопки? Почему сотни тысяч воинов Красной Армии остаются безымянными героями в отличие от немецких солдат? Ответы на эти вопросы «ГиГ» получил, пообщавшись с поисковиками.

Первый десант


Начало этой истории связано с открытием в прошлом году школьного музея боевой славы. Несколько первых экспонатов железногорцам подарил музей красноярской школы 137, ученики которой уже 10 лет выезжают на поисковые работы на легендарный Россошинский рубеж под Волгоград. После знакомства с красноярскими поисковиками возникла идея создать в 95-й свой поисковый отряд, рассказал Дмитрий Протопопов, директор школы. Отряд возглавил учитель физкультуры Станислав Куликов.

На свою первую вахту памяти поехали два восьмиклассника - Евгений Зайцев и Иван Исаков. Перед отъездом, думается, они себе мало представляли, чем им предстоит заниматься. Родители сначала тоже оказались не в восторге: дети ведь не отдыхать собрались, да и дорога тяжелая - до Волгограда трое суток поездом. Но выбор именно на этих мальчишек пал неслучайно. Ребята, хорошо физически подготовленные, должны были выдержать полевые условия, в которых им предстояло жить и работать целых три недели.

Стали просто землей, травой

Они действительно все выдержали: и ночевки в палатках, когда температура воздуха в степи опускалась до нуля, и изнуряющую жару днем, и тяжелый труд на раскопках, иногда под дождем до позднего вечера. Но никто из них даже не предполагал, с какими тяжелыми эмоциональными нагрузками придется столкнуться.

- Мы ехали за экспонатами для школьного музея, - говорит Станислав Куликов. - Но нам потом объяснили, что самая главная задача этих раскопок - поднять людей. Думали, что обнаружить останки павших воинов - большая редкость и удача, ведь столько лет прошло после войны. Но оказалось, что буквально ходили по костям…

Волгоградская степь сегодня, как и в 40-е годы XX века и много столетий до этого, выглядит уныло и однообразно: бескрайние просторы, зимой укрытые снежным саваном, летом выжженные палящим солнцем. Точно такой же неприглядный пейзаж и в районе села Россошки, где в августе 1942 года проходили жесточайшие оборонительные бои, когда немцы рвались к Сталинграду. Именно здесь в январе 1943-го советские войска перешли в контрнаступление. В этих местах погибли сотни тысяч солдат: и защитников, и агрессоров. Многие из них и сейчас лежат в степи в равных условиях, «стали просто землей, травой».

Уже двадцать лет на территории Волгоградского региона работают поисковые отряды из разных областей нашей страны. В прошлом году поисковики нашли останки почти 850 советских солдат, установили имена около 40 бойцов. И, что самое печальное, конца этой работе не видно.

Капсула из прошлого

- Я даже не могу описать свои ощущения, когда первый раз щупом наткнулся на человеческий череп, - делится впечатлениями Иван Исаков. - Страшно… Ты понимаешь, что нашел человека, который принял в бою, может быть, мучительную смерть. И это не выдуманная история, все произошло на самом деле. Но кошмарные сны мне не снились, видимо, уставал очень. Да и кроме негативных моментов в нашей лагерной жизни было много позитивного. Особенно когда узнавали, что установлено имя павшего воина.

- За эту вахту мы подняли 14 человек, - рассказывает Станислав Куликов. - Первые останки солдат нашли на пятый день. По-видимому, раскопали могилу. В ней было два красноармейца, при них солдатские медальоны. Вы просто не представляете, какую радость я испытал, когда держал в руках черный пластмассовый пенальчик! Значит, кто-то наконец узнает о судьбе своего родственника, бесследно пропавшего во время войны.

Поисковики никогда не открывают солдатские медальоны. Медальоны сразу передают специалистам Россошинского мемориального комплекса, ведь клочок бумаги с данными солдата, хранящийся в пенале, может на открытом воздухе рассыпаться в прах. И не всегда даже при обработке этой бумаги удается установить имя человека. Но железногорцам повезло. Они нашли капсулу, сохранность которой оказалась удивительной - удалось прочитать, кому она принадлежала.

- Родственники красноармейца гвардейской 35-й стрелковой дивизии Василия Дмитриевича Галкина, 1922 года рождения, из села Антоновки в Северном Казахстане наконец-то узнали, что солдат погиб в бою на Россошинском рубеже, защищая Родину. Второй медальон еще расшифровывают, - рассказал Куликов.

На седьмой день железногорские школьники раскопали блиндаж, в котором нашли останки сразу шестерых советских солдат. Видимо, во время боя произошел пожар, деревянные балки рухнули и погребли под собой людей. Опытные поисковики объяснили, что здесь погибли наши бойцы - не было ни одного медальона. По существующему во время войны суеверию считалось, что солдатский медальон приносит беду, поэтому в бой его старались не брать. Немцы же, напротив, пунктуально носили свои жетоны. Именно поэтому имена погибших немецких солдат установлены, а сотни тысяч наших даже после поисковых работ покоятся в братских могилах безымянными.

Именно там начинаешь ценить жизнь

Школьники и их руководитель вернулись в Железногорск в мае. Они привезли с собой изъеденные ржавчиной саперные лопатки, гаечные ключи, котелки, фрагмент от пулеметного диска Дегтярева, гильзу от артиллерийского снаряда, хорошо сохранившийся противогаз, солдатскую кружку и несколько касок, пробитых снарядными осколками. После соответствующей обработки все эти вещи станут экспонатами школьного музея.

Строятся планы на будущий год - школьники готовы вновь отправиться на раскопки. И если железногорский поисковый отряд попадет под краевое финансирование, то денежное бремя поездки станет намного легче. Но один вопрос, педагогический, я не удержалась и задала Станиславу Куликову, когда наша встреча подходила к концу. Стоит ли брать на поисковые работы детей, ведь эмоциональное напряжение, сопровождающее раскопки, не всегда выдерживают даже взрослые?

- Согласен, что в местах боев Великой Отечественной войны страшно, - признается Куликов. - Но именно там мальчишки начинают ценить жизнь, уважать старших. Честь, ответственность, долг, смелость - для них теперь не пустые слова. Я уверен, что Иван и Женя никогда не забудут, как их торжественно принимали в поисковики на слете поисковых отрядов, который проходил на Мамаевом кургане. Они навсегда сохранят в своей душе осознание святого дела, в котором им довелось участвовать, и расскажут о нем своим друзьям. Лично я горжусь своими учениками.

Марина СИНЮТИНА, в рамках патриотического проекта «Память»
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения