«Архитектура - застывшая музыка». Если придерживаться метафоры великого Гете, то Железногорск - это целая симфония в камне. Тонкий петербургский колорит, четкость линий, лепнина на арках и памятники, вошедшие в историю. Все это привычно нашему глазу, но до глубины души, как бы банально это ни звучало, поражает гостей. Сегодня, 19 июня, человеку, который определил образ нашего города, бывшему главному архитектору Железногорска Леониду Ивановичу Кузнецову исполняется 90 лет.
И это все о нем
«Стройный, по-военному подтянутый, всегда аккуратно одет, гостеприимный хозяин, обладает необыкновенным даром рассказчика и внимательного слушателя. Его обаяние захватывает с первой минуты знакомства, и ты уже не замечаешь течения времени. Он очень любит Железногорск и скучает по нему. Его интересует все, что происходит в нашем городе: строительство, события, театральные постановки, а главное - люди, жители его любимого Железногорска. Искренность, ум, мудрость, доброжелательность Леонида Ивановича покорили всех нас. Я счастлива, что судьба подарила мне возможность общения с такой незаурядной личностью. Хочется пожелать Леониду Ивановичу здоровья и долгих лет жизни». Учитель начальных классов гимназии 96 Любовь Пантелеевна Кугаппи
Начало пути
- Мы же одних только чертежей за 40 лет сделали 3488, - говорил Леонид Иванович в интервью «ГиГ» в 1999 году. - Считаю, что это очень хорошо. Потому что в других городах нашего министерства отделы архитектуры не занимаются проектированием. Я тут прибросил, сколько за последние годы сработал чертежиков. Получилось в год около 30 листов...
Почти все чертежи стали реальностью. Хотя в далеком 1950 году только что окончивший Ленинградский инженерно-строительный институт молодой архитектор вряд ли мог предположить, что далекая стройка станет его второй Родиной и домом. А тогда все было просто: в центре профессионалов много, хочешь творчески себя проявить - езжай в Сибирь. И через 10 дней начинающий архитектор уехал, сам толком не зная, куда. Чтобы остаться здесь больше чем на полвека. По пути, в поезде, познакомился с будущей женой, Валентиной Дмитриевной. После бурного романа по переписке отправился к ней в районный центр под Омском. Там и поженились. И после оформления анкет и документов супруги приехали в будущий город уже вместе.
От проекта к делу
Через несколько лет, в 1958-м, Леонид Кузнецов стал главным архитектором города. И занимал этот пост больше сорока лет. Он и команда единомышленников спроектировали и построили Дворец культуры, дома, детские сады, кинотеатры. Словом, все, даже пресловутые хрущевки. Которые, кстати, в Железногорске тоже особенные: за счет навесных стеновых панелей и железобетонного несущего каркаса они еще вечность простоят. Тогда же главному архитектору с соратниками пришлось решать вопрос планировки - как облагородить районы хрущевской застройки. И получилось: благодаря рельефу и «березовым и сосновым занавескам». Впрочем, каждый период строительства Леонид Иванович считал по-своему интересным.
- Период освоения восточного района города (I микрорайон) запомнился. Когда мы ездили защищать его в Москву, с трудом удалось это сделать, - вспоминал архитектор. - Самое высокое начальство в министерстве не восприняло в принципе свободной планировки. Был такой заместитель министра - генерал Комаровский. Он начал руками отрывать дома с макета! Не понравился ему первоначальный замысел Центрального проезда, когда дома стояли не перпендикулярно к улице, а под углом к ней. Много было со Штефаном дискуссий из-за 12-этажных домов на площади Победы. Штефан сказал, что строить их не будет: каменщиков, мол, нет. Лучше возводить панельные 9-этажные. Тогда бы площадь резко проиграла: только 12-этажные дома держат ее и создают масштабность. Долго длился диспут, строительство не шло 6 или 7 лет, потом все-таки построили.
Цвет, музыка и свет
Как истинный художник Леонид Кузнецов ценил цвет, свет и фактуру. Потому для города были выбраны теплые тона, холодных оттенков старались избегать. Причем до 1998 года дома окрашивали каждый год. «А как иначе, - говорил главный архитектор, - это же обязательно - как умываться по утрам». А за многими районами кроется и мелодия, та самая музыка в камне.
- Старая часть города - точнее, северный район, имеющий квартальную планировочную структуру, решенный сериями жилых зданий 50-х годов высотою от одного до пяти этажей, можно соотнести с «Временами года» Чайковского, - пояснял Леонид Иванович. - Что касается 3-го микрорайона, южного района города, имеющего прогрессивное планировочное решение и состоящего из жилых домов одной серии с достаточно смелой вариацией по высоте застройки, ее компоновке, архитектурному и цветовому решению, то его можно соотнести с этюдом №12 Шопена.
А по рассказам друзей Леонида Ивановича, из всех своих работ он особенно гордится и дорожит обелиском Памяти строителям города. Ведь здесь тоже особенная история: в жюри анонимно представили 11 разработок, и выбрали именно его проект. Но при таком богатом списке достижений сам Почетный гражданин Железногорска Леонид Кузнецов никогда не кичился тем, что с нуля построил целый город. Наоборот, всегда благодарил коллег и единомышленников: «Только вместе мы добились успеха».
Друзья навсегда
Леонид Иванович всегда очень любил литературу, особенно ему импонировало творчество Астафьева. И когда еще при жизни Виктора Петровича в городе образовалось своего рода братство поклонников-единомышленников писателя, к нему примкнул и Леонид Кузнецов. Так завязалась дружба архитектора с гимназией 96, именно он лоббировал идею присвоить школе имя прославленного сибиряка. Часто бывал в школьном музее, в последний раз приходил уже перед самым отъездом, в 2012 году. Леонид Иванович много рассказывал об истории Красноярска-26, показывал дух становления города, как люди болели душой за все, что делали. В гимназии эти разговоры положили в основу экскурсии. Тогда же завязалась теплая дружба с коллективом, которая длится по сей день.
- Я до сих пор помню историю из своего детства. Я училась в 182 школе, и на вечерний классный час к нам пришел главный архитектор, - вспоминает директор гимназии 96 Евгения Бреус. - Леонид Иванович рассказал, что будет возведен микрорайон 2А, где сейчас наша гимназия, а дальше начнется строительство вокруг озера. Тогда всем нам это казалось сказкой. И уже потом я все соотнесла: надо же, тогда, в 70-е годы, у Кузнецова существовал конкретный план, он точно знал, каким будет город. Это человек государственного масштаба.
Профессионал своего дела, он знал и понимал все тонкости. Доброжелательный, открытый, приветливый, общаться с ним удивительно легко и интересно! Но когда дело касалось работы, он сразу менялся, чувствовалась железная воля. Леонид Иванович рассказывал, как ему доводилось отстаивать план города. Если он был с чем-то не согласен, то все бросал и летел в Москву доказывать правоту. Очень требовательный человек, такая мощь, сила духа, характера. Поэтому он и достиг того, чего достиг. Но супруге его, Валентине Дмитриевне, орден надо дать. При этом Леонида Ивановича отличает большая любовь к людям. Нам повезло, что наши судьбы пересеклись, ведь это ходячая энциклопедия истории Железногорска. Он - огромное событие и для нашей гимназии, и для всего города.
Кстати, когда ЮНЕСКО готовила книгу «Межкультурное наследие в фотографиях», гимназисты отправили туда свои работы - снимки наиболее любимых мест. И Железногорск - единственный город России, который попал в этот сборник. На двух фото творения Леонида Кузнецова: памятник Победы и храм Михаила Архангела.
Конечно, никакой статьи не хватит, чтобы описать интереснейшую судьбу, тесно сплетенную с городом. Тут нужно писать книгу, и не одну. И хочется верить, что они когда-нибудь появятся.
***
Сейчас Леонид Иванович живет в Кисловодске: перебрались туда с супругой поближе к сыну. Архитектор постоянно поддерживает связь с Железногорском, ждет звонков и писем, каждой весточки из родного города. И по-прежнему верит, что Железногорск - лучший город на свете. А значит, самым ценным подарком для мастера станет наша любовь и бережное отношение к его творению. С юбилеем, Леонид Иванович!
Подготовила София БЕЛОБРОВКА при содействии Центральной городской библиотеки им.М.Горького