История комсомольца Малыша началась в 1969 году, когда в тульском механическом техникуме транспортного строительства его приняли в ряды ВЛКСМ.
Но до этого времени - еще в школе - будущий секретарь комитета комсомола Сибхимстроя попал в дурную компанию: хулиганил, начал курить.
Сегодня подобным поведением подростка вряд ли кого удивишь, а раньше за такие выкрутасы пионерам влетало по шапке. И кара была нешуточной - Юру отказались принимать в комсомол. Вдобавок предложили покинуть школу, посоветовав пойти в ПТУ.
Терпение родителей лопнуло, и они заявили: «Давай-ка берись за ум! Учись и приобретай профессию». Так восьмиклассник Юра распрощался с сомнительными приятелями и поступил в техникум.
Машины и все, что с ними связано, увлекли парня не на шутку. Днем Малыш учился, а потом до поздней ночи пропадал в мастерских.
- Сперва я стал старостой группы, - говорит наш герой. - А через полгода предложили вступить в ВЛКСМ.
К тому времени студент прекрасно осознавал всю ответственность звания «комсомолец». Знал, в эту организацию принимают не всех, а только положительно себя зарекомендовавших. Юра своих учителей не подвел.
Как-то раз Малыша и его друга вызвал директор техникума и сообщил: «Собирайтесь, братцы, в дорогу. Поедете в Москву!»
В столице их ждало Министерство среднего машиностроения, которое сегодня называется Росатомом. Абитуриентов приняли с распростертыми объятьями, и они на радостях подписали бумаги, в которых давали согласие после обучения отправиться в Сибирь. Подписали и благополучно об этом забыли.
Поэтому, когда спустя четыре года, после защиты дипломов, парням напоминали о поездке в Красноярск, они, мягко говоря, опешили. Оба ведь в Москве планировали остаться!
Но соскочить было невозможно - государство на обучение потратилось, будь добр - отработай. И комсомолец Юра отправился покорять Сибирь, где должен был поступить в распоряжение генерала Петра Штефана. Так было указано в направлении.
В город Красноярск-26 Малыш влюбился сразу: понравилась природа, молодежи много, перспектив еще больше.
- Жили в общежитии, - вспоминает Юрий Борисович. - Я сразу в туристический клуб записался. Летом - Мана, зимой - Столбы, две избы в тайге построили. Романтика!
Через несколько месяцев активного, харизматичного механика избрали секретарем комитета комсомола. И началось! Субботники, сборы металлолома, слеты, соцсоревнования, работа вожатым в пионерском лагере «Дружба».
Но есть в биографии Юрия Малыша одна страница, которой он особенно гордится. В 1971 году началось строительство Сосновоборска и завода автомобильных прицепов. Руководством Сибхимстроя и партийным комитетом была поставлена задача - придать стройке статус краевой комсомольской. Создали штаб, который возглавили комсомольцы. Молодежь направлялась на объекты по путевкам, специально разработанным для этих целей. Их вручали в торжественной обстановке. Передовики награждались переходящими Красными знаменами и денежными премиями. Нарушителей и бракоделов наказывали. Все это позволяло вести строительно-монтажные работы более быстрыми темпами.
- Перед началом строительства завода деревья вырубили в радиусе нескольких километров, - рассказал Малыш. - А название города было уже определено. Но какой Сосновоборск без сосен?
«Не порядок!» - решили комсомольцы и на протяжении двух лет по собственной инициативе высаживали деревья, которые сегодня образуют две мощные аллеи.
Славных дел в активе местных строителей-комсомольцев много. И газетной полосы не хватит, чтобы все их перечислить.
- Бывших комсомольцев не бывает! - утверждает Юрий Малыш. - Я прошел путь от простого рабочего до заместителя руководителя предприятия, и по-прежнему остаюсь в строю. Не могу иначе! Безусловно, общественная нагрузка отнимала много времени, но именно она научила дисциплинированности, ответственности, сформировала жизненные принципы. И заслуга тому - комсомол.
Маргарита СОСЕДОВА