В Красноярск-26 он приехал из Новосибирска еще школьником вместе с родителями. Его отцу - Александру Зиновьевичу - предложили должность художественного руководителя в Доме культуры, а чуть позже глава семьи создал в городе театр кукол. Мама Тамара Иосифовна трудилась на НПО ПМ. В доме было много правильных книг - про подвиги, справедливость, патриотизм, и наш герой с малых лет знал, что такое хорошо, а что не очень. Поэтому, когда Алексею Ковалеву исполнилось 14, он первым в своем классе стал комсомольцем.Если после прочтения этих строк у вас сложился образ прилежного отличника, сутками сидевшего возле окна с книжками, это не совсем так. Учился наш герой на тройки, а в своем дворе был заводилой и выдумщиком. К примеру, когда в СССР начался бум на фильмы с индейцем всех временем и народов Гойко Митичем, то именно Ковалев стал для своих сверстников вождем краснокожих.
И заполучить членство в его племени было не так-то просто. Кандидаты проходили особый ритуал - несколько минут держали руки в ледяной воде. Экзекуция осуществлялась на месте, где сейчас находится кадетский корпус, здания еще не было, только огромный котлован. И тот, кто стоически выдерживал испытание, получал специальную метку на запястье.
Когда родители малолетних индейцев прибежали жаловаться к директору, то их предводителя чуть из школы не выгнали. Но обошлось.
В 16 лет Алексей пришел работать на НПО ПМ, а по выходным ходил вместе с друзьями на танцы.
- Однажды, когда денег не было, - вспоминает наш герой, - мы полезли на танцплощадку через забор, и нас поймали.
Нарушителей вывели за периметр крепкие молодые люди - члены комсомольского оперативного отряда дружинников (КООД). Вывели и доходчиво объяснили, мол, так делать больше не надо.
Рослые парни произвели на Ковалева впечатление, ему захотелось стать таким же. Поэтому когда пришла повестка в армию, Алексей попросился в милицейский батальон. И за два года он окончательно определился с жизненным выбором.
В город он вернулся младшим сержантом - возмужавшим, повзрослевшим и награжденным знаками отличия за успехи в патрульно-постовой службе.
- Меня сразу пригласили работать в милицию, - говорит Алексей Александрович, - но я отказался. Ведь за плечами восемь классов образования, нужно было учиться дальше.
Он поступил в вечернюю школу и вернулся на завод.
- Да ведь это готовый специалист по охране общественного порядка! - обрадовались в комитете комсомола предприятия и
предложили Ковалеву «покомиссарить», а точнее, стать комиссаром оперативного комсомольского отряда. Наш герой вспомнил бурную молодость, те самые танцы, и согласился. Хотя понимал, насколько это важно и ответственно. Ведь в обязанности комиссара входили политкорректность, воспитательные мероприятия, наблюдение за идеологической правильностью. И все под надзором коммунистической партии, между прочим. Не расслабишься!
На тот момент оперативному комсомольскому отряду НПО ПМ требовалась «свежая кровь». Предыдущий состав «состарился», и членами являлись 26-27-летние сотрудники, чей комсомольский возраст подходил к своему логическому завершению.
А Ковалеву всего 20, он полон сил, идей и оптимизма. Молодой комиссар набрал единомышленников, а уже через год возглавил отряд, став его командиром.
- Мы были постоянными помощниками милиции, - рассказывает Алексей Александрович. - Охраняли правопорядок, гасили драки и даже криминальные конфликты.
В те годы Девятка была незримо поделена на районы, которые то и дело враждовали друг с другом. Однажды на этой почве в городе произошло убийство, и несколько дней колонны милиции, дружинников и комсомольского отряда дежурили в парке, предотвращая кровавые разборки между группировками.
Помимо вечернего патрулирования за каждым членом отряда был закреплен трудный подросток - с целью перевоспитания. С детьми не только велись беседы по душам, но и организовывались походы в тайгу - Ковалев занимался туризмом и скалолазанием. На собственном примере он показывал, насколько жизнь может быть интересна и насыщена событиями. Конечно, доходило не до всех, но многие подопечные на путь исправления все-таки становились.
Позже Алексей Александрович работал в милиции, в следственном отделе, ушел в отставку в звании подполковника. Сейчас он на пенсии, но только по документам, потому как, является представителем Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае по Железногорску. Дома по-прежнему не сидится!
- Я считаю себя счастливым человеком, - поделился с газетой Алексей Ковалев. - Жизнь подарила мне встречи с уникальными людьми, передо мной открывались нужные двери. К сожалению, слово «идеология» сегодня сродни ругательству, хотя именно национальной идеи так не хватает современной молодежи. Нам в этом плане повезло больше - у нас был комсомол.
Маргарита СОСЕДОВА