Как только Лидия Тасенко начала рассказывать про свою комсомольскую молодость, у нее заблестели глаза.
- Какие были красивые делегации союзных республик! Даже не верится, как быстро можно разрушить все хорошее…, - с грустью вспоминает Лидия Рудольфовна XVII съезд ВЛКСМ, где она была делегатом от нашего города. Поездка в Москву в апреле 1974 года стала для нее переломным моментом в жизни - впереди ждала большая и ответственная работа на поприще комсомола.Наша сегодняшняя героиня всегда хотела стать учительницей. Поэтому после окончания школы девушка поступила в педагогический вуз, и после госэкзаменов оказалась в Красноярске-26, куда приехала к мужу. Лидия Рудольфовна вспоминает, как летела сюда на крыльях любви и как мечтала увидеть город, о котором так много и интересно рассказывал Михаил – ее муж, работник ГХК.
Но закрытая территория встретила гостью враждебно.
- Где указано, что впервые заезжаете? - железным тоном поинтересовался сотрудник охраны, придирчиво рассматривая бланк заявки.
- Но ведь есть отметка «временно», - попытался объяснить недоразумение супруг.
- Временно есть, а впервые нет! – сказал, как отрезал охранник, и молодую учительницу за периметр не пустил.
Пришлось нашей героине ночевать у малознакомых родственников в Красноярске. Но после того случая Тасенко проверяет документы от и до, и такая скрупулезность не раз пригодилась ей в жизни, особенно когда в 2004 году она возглавила Муниципальный архив.
А тогда, в 1970-м, Лидия Рудольфована в город все-таки попала и была уверена, что ее, всю такую активную и позитивную, примет любая школа с распростертыми объятьями. Но в гороно приезжую ждала очередь из педагогов, в которой она оказалась… 13-й.
- Меня предупредили, что ждать придется долго, возможно, три года, - рассказывает Тасенко. - И тогда начались мои походы по отделам кадров…
Комсомолке предлагали устроиться штукатуром-маляром и даже каменщиком-бетонщиком. Аргумент был железный: городу нужны рабочие руки!
Уже отчаявшись найти работу по профилю, Лидия Рудольфовна собралась взять в руки швабру, но для начала отправилась в ГК ВЛКСМ - нужно было встать на учет. В комитете поинтересовались ее местом работы.
- Да разве в вашем городе можно куда-нибудь устроиться?! - в сердцах выпалила Тасенко.
Сотрудница горкома сочла поведение посетительницы чересчур дерзким и вызвала на подмогу секретаря ГК ВЛКСМ Владимира Красавина.
Но комсомольский идеолог казнить члена ВЛКСМ не стал, а вместо этого поинтересовался ее настроением и планами, а затем отвез на Парковую, где тогда находилось ГПТУ-18.
- Возьмите девочку воспитателем, - попросил Красавин директора училища Валентину Иванову и начал энергично нахваливать комсомолку, которую увидел двадцать минут назад. От испытываемой неловкости Лида то краснела, то бледнела, но хвалебная ода свое дело сделала - Тасенко получила работу.
- Я на всю жизнь запомнила, какое доверие оказал мне тогда Володя, - рассказывает женщина. - И я его никогда не подводила и не подведу.
Когда училище перевели в Красноярск, нашу героиню пригласила на работу директор 91-й школы Лидия Соколова. Здесь Тасенко стала старшей пионервожатой и несколько часов преподавала биологию. Мечты сбывались!
Но комсомольский съезд 1974 года, куда Лидия Рудольфовна отправилась в качестве делегата, навсегда изменил ее жизнь.
В крайкоме ВЛКСМ комсомольцам Красноярска-26 и Красноярска-45 настоятельно рекомендовали не вступать в разговоры о городе, его специфике, не упоминать о закрытом режиме. И в Москве сибиряки, как партизаны, держали рот на замке. Хранили государственную тайну, хотя рассказать о любимой Девятке очень хотелось.
В 1975 году Тасенко была избрана секретарем ГК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью, отвечала за деятельность пионерии всего города, ученического и учительского комсомола школ, профтехучилищ и техникума.
- Я безгранично благодарна своим учителям: Антонине Грудаковой, Любови Власенко, Леониду Пашкову, Виталию Коробейникову, Ивану Себало, - говорит Лидия Рудольфовна. - Они многому меня научили, а главное - любить и уважать наше общее дело. Мы действительно свято верили в то, что делали, умели дружить, не задумываясь, подставляли плечо друг другу. Комсомол - это наша биография, и писать ее мы старались добрыми делами и красивыми поступками.
Маргарита СОСЕДОВА