Архитектура 50-х прошлого века отражала торжество победы, основывалась на приемах русских мастеров XVIII века, в постройках присутствовали парадность и торжественность. Образцом градостроительного искусства служил и Ленинград, художественные решения которого то и дело проявлялись в проектах Красноярска-26 в виде белоснежных колонн, балюстрад с античными вазами, скульптур на крышах домов, в парке и во дворах.Девочка в паркеНа улице Комсомольской, у здания бывших яслей, открытых в декабре 1955 года, чуть больше 60 лет простояла скульптура «Девочка с голубями». Как только не называли ее горожане! Особенно когда гипсовое изваяние начало разрушаться, и в нем уже с трудом проглядывалась гендерная принадлежность. Железногорцы частенько задавали вопросы «ГиГ», мол, что это и зачем оно здесь?
Странная девочка с Комсомольской 30 июля 2016 года переехала в городской парк. Примечательно, что она оказалась единственной из сохранившихся гипсовых памятников середины прошлого века - самого расцвета соцреализма. Директор парка Ирина Кислова решила вернуть к жизни железногорский артефакт. С идеей реставрации она обратилась к известному знатоку истории архитектуры Сергею Ямалетдинову.
Предложение привести в порядок скульптуру и установить ее в парке как символ старых кварталов, откуда город начинал строиться, ему понравилось. Реставрационными работами занялся Дмитрий Шавлыгин, доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры Института архитектуры и дизайна СФУ. Скульптура досталась мастеру в плачевном состоянии: сперва пришлось полностью очистить ее от слоя краски, который делал нечитаемыми мелкие детали, в том числе лицо девочки. Затем восстановили потерянные фрагменты - руку и головки голубей.
На последней стадии скульптуру еще раз зачистили от мелких изъянов, загрунтовали и покрасили. Общая стоимость работ, связанных с реставрацией, доставкой в мастерскую Красноярска и обратно, установкой на постамент, составила более 100 тысяч рублей.
Венок без композитораБюст Модеста Мусоргского был изготовлен в Калуге из цемента и мраморной крошки.
В 1953 году типовую скульптуру установили на кирпичный постамент перед лестницей детской музыкальной школы, которая в те годы размещалась на Ленина. В 1960-м учреждение культуры переехало на Андреева, и бюст знаменитого композитора долгое время находился на складе базы Горно-химического комбината.
В 1978 году при благоустройстве школьной территории главный художник города Валерий Григорьев установил бюст Мусоргского на новый пьедестал из розового мрамора и украсил декоративными деталями - стилизованным изображением камертона и бронзового венка. Детали композиции были выполнены из стали и красной листовой меди, что, разумеется, не могло не заинтересовать собирателей драгметаллов.
В результате в начале девяностых венок и его художественное оформление украли. Однако вора вычислили быстро, им оказался житель одного из соседних домов.
Бронзу предприимчивый горожанин в скупку сдать не успел, ее обнаружили в подвале того же дома.
Голова с центнерПамятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской открыли во дворе 91-й гимназии 1 сентября 1982 года.
С 1968 года пионерская дружина тогда еще школы 91 носила имя Зои Космодемьянской. Во время подготовки к 60-летнему юбилею ВЛКСМ и 25-летию школы ученики собрали большой исторический материал о жизни комсомолки и обратились в горисполком с просьбой установить памятник в ее честь. Пионеры собирали металлолом, заработанные от его реализации средства пошли на изготовление скульптуры. Преподаватель физкультуры Борис Синодский привез капсулу с землей, собранной в деревне Петрищево на месте казни Зои.
Бюст комсомолки хранился в школьном музее до 1979 года. На время капитального ремонта школы скульптуру отправили в мастерские, и только через три года состоялось торжественное открытие памятника во дворе учебного заведения.
Кстати, голова Зои, отлитая из бронзы целиком, весит почти центнер.
А муза кто?Возле здания заводоуправления Горно-химического комбината уже 36 лет стоит мужик в пиджаке. Так железногорцы называют архитектурно-художественную композицию «Слава труду». Поговаривают, что в роли музы для скульптора выступил один из руководителей атомного предприятия Иван Кокорин. Версия интересная, хотя и спорная.
Образ по фотоБуквально в нескольких метрах от «мужика», но уже у здания управления ИСС, в 2004 году открыли памятник академику Михаилу Решетневу. Чуть позднее там появилась и спираль со спутником.
Сложность создания самого памятника заключалась в том, что Михаила Федоровича и на предприятии, и в городе помнили очень хорошо, поэтому однозначного «похож» или «не похож» быть не могло по определению.
Однако автор, ваяющий фигуру ученого, Николай Анипенко ни разу его вживую не видел и создавал образ по фотографиям и видеосъемкам.
В результате скульптура конструктора получилась невысокого роста и, как утверждают современники Михаила Федоровича, мало похожая на оригинал.
Сила искусстваАрхитектурная композиция возле лицея 102 на Школьной называется «Знание - сила».
Автор проекта - главный художник города Валерий Григорьев. Скульптура была открыта в 1978 году. Композицию из бетона и листовой меди сотворили в художественной мастерской СМУ-4.
Руки, тянущиеся вверх, исходя из названия - к знаниям, славные горожане иногда называют «Паниковским с гусем», «граблями» или «лапами». Мило, просто, по-домашнему.
Подготовила Маргарита СОСЕДОВА